Любопытный опус.
Selva и Phoenix на Соловках. Спорт для настоящих тюленей.
(
действительный член Географического общества Олег Кодола).
"...
Гнаться за штормом - дело не легкое.
Часто, что бы придти в участок настоящего шторма, нужно пройти не один десяток километров. Хорошо, если при этом приходиться идти по волне. Хуже, если идти ей в лоб, глядя при этом, как от удара складывается нос лодки. Впечатление такое, что лодка сейчас просто лопнет от удара. Но, надо отдать должное - "баджеровская лодка" удар держит. Волны захлестывают полностью. Ударяешь волну - и пропадаешь под ней. Просто тебя заливает полностью. Клапан слива не справляется. Сидишь в луже. Точнее - в глубокой луже. Напарник на носу - тоже ловит свою долю экстрима. У него - самое ударное место. Гоним-то на полном газу. Я сижу у движка, мне ничего, а его просто бьет об пол лодки, да так, что через 5-6 часов гонки я разогнуться не могу, а что же должен чувствовать он?
Гоним на север Большого Соловецкого. По нашим подсчетам, когда мы подойдем к месту - там будет самый настоящий штормяра.
Приходится обходить Соловки с востока. Все бы ничего, но там Муксаломский риф. Пространство набольшое - километра полтора-два в длину. Но идем его долго и на пределе. Очень мелко - риф все-таки. Жека (мой напарник) сидит, свесившись с носа, и смотрит в дно моря. Кругом каменюки. Течение в этом месте бешеное. Движок работает постоянно на малых оборотах, чтобы винт не оставить, потому впечатление такое, что сидим на месте. Часто Жека садится на весла. Я тогда свешиваюсь с кормы и смотрю на винт. Постоянно мотаем водоросли. Стоит поднять движок, что бы их снять, как лодку начинает сносить назад. И даже если один - на веслах, а движок - на малых, то все равно, идем как уставшие черепахи.
Риф проходим где-то за час. Уставшие, и к тому же голодные - сил слишком много уходит. А мы еще не дошли до нашей цели - шторма. По более-менее гладкой воде (волны не больше полуметра и постоянно бьют в борт) доходим до Реболды - это северо-восточная оконечность Соловков. За ней - открытое море и он, наш долгожданный штормяра.
В Реболде (там, кстати, сезонный поселок водорослевиков) выходим на берег, едим, заливаем полный бак. Все очень быстро - нужно ловить момент. Водорослевики предупреждают, что там, куда мы собираемся, бьет не на шутку. Они сегодня на своих карбасах (кстати, посудина, проверенная веками!!!) не пойдут - большо-ой шторм… Но нам-то он и нужен!
Выходим на север. Шторм виден вдалеке. Все море в бурунах.
Волна здесь короткая - бьет отовсюду. Идем на полном газу - Жеку кидает, а меня бьет. Мне легче - я сижу на спасжилете - все, извиняюсь, заду легче. А Жека вынужден его одевать - у него шансов вылететь из лодки намного больше, чем у меня. Причем, головой понимаешь, что если из лодки выкинет, или, не дай бог, перевернет - все, кранты. Сами эмчээсники шутят, что в водах Белого моря лучший спасжилет - камень с веревкой на шею. Вода - не больше 10 градусов. В такой воде и живут минут двадцать. Потому лучше сразу.
Подходим к шторму. По прогнозам (а они в этот раз не обманули) - пять баллов. Хотя, кто его знает, сколько тут баллов. Знаем только, что туристов сегодня по морю не возят (МЧС запретило) и не один корабль из гавани Соловков не вышел. Мы одни такие придурки. Правда, МЧС (хорошие ребята!) пообещало следить за нами со всех постов - но если что случись - все равно не успеют. Так что это так, для моральной поддержки.
Входим в шторм.
Не знаю, как тут баллы, но штормяра вполне приличный. Высота девятого вала (знаете, есть такой и на самом деле, а не только на картине Айвазовского) до 5-6 метров. Когда сидишь на дне лодки, кажешься себе букашкой. В первые разы, когда еще только привыкали к таким развлечениям, было страшновато. Аж адреналин с зубов сыпался. Сейчас уже привыкли. Успеваем следить за красотой шторма и управляться с лодкой.
А красота - дичайшая! Только в такие моменты и чувствуешь, что ты ЧЕЛОВЕК! Человек, который наслаждается силой природы. Волны высокие, вокруг ничего не видно. Когда влетаешь на гребень волны - не до любований. Самое главное - в момент отрыва от гребня вовремя сбросить газ до минимума. Иначе - движок сосет воздух и может заглохнуть. Но вот именно этот момент и является Главным.
Здесь нужно рассказать подробнее. Во-первых, нужно точно рассчитать угол входа на волну. Как это делается, я объяснить не могу - делаешь это как-то инстинктивно, на автомате. Когда входишь в шторм - волна в нос. Потому взбираясь на волну, получаешь полную мощь движка. Затем - момент отрыва. Резко сбрасываешь газ (главное - не заглушить двигатель!!!) и наступает момент свободного полета. Если удачно рассчитал угол и вовремя (не раньше и не позже) сбросил газ - пролетаешь с гребня до шести корпусов лодки! Это такой кайф, который не передать словами. Его нужно видеть.
Особенно приятно - если удачно вошел на тот самый девятый вал. Весь шторм - внизу. Ты летишь, как какой-то буревестник, который, как известно, не зря ищет той самой бури. Впечатление такое, что даже шторм замирает. Летишь всего метров 10, максимум -18, но получаешь такой заряд, что кажется, будто по венам течет не кровь, а ток.
Если рассчитал все удачно - то и приводнишься гладко и без осложнений. Если нет - нос бьет в волну, складывается (очень не приятный момент) - в результате - ты весь в воде, теряешь скорость, можешь перевернуться и много всяких других ненужностей.
Другое дело - выходить из шторма.
Вообще, в шторм всегда нужно входить "в лоб". Что бы использовать всю мощность движка. Если шторм "догонять" - то вода бьет сзади, и движок "просаживается", не хватает ему мощи. Так вот выходить из шторма лучше как раз так, чтобы он бил в корму. Тоже, кстати, приятное зрелище. Действует расслабляюще. Шторм же тоже идет с какой-то определенной скоростью. И когда выходишь из него, впечатление такое, что над тобой всегда висит стена воды в несколько метров высотой. Причем висит постоянно. Часто обогнать ты ее просто не можешь. Так и идешь, постоянно догоняя гребень идущей впереди волны.
Зато, если догнал - начинается то, что я называю "техносерфингом". Здесь главное чувствовать двигатель. Если повезет - можешь идти на гребне волны долго. У меня получалось по пять-шесть минут. Потом все равно сваливаешься - волна же не ровная. Но ощущение - полная гармония с морем! Море - мощное, сильное, а сделать с тобой ничего не может - ты узнал его законы, его правила, ты ОСЕДЛАЛ ШТОРМ!
Больше и рассказывать нечего. Ходишь в шторме, насколько хватает сил и бензина. Возвращаешься на берег уставший, разбитый, с болью во всех членах, но счастливый и довольный..."