Командир всегда прав
Приблуда
— У меня идей, как зерна в мешке, - не уставал повторять первый Лёшкин командир - седой, с лысиной, полковник пенсионного возраста. - Я регулярно выкладываю их вам. А вы давайте не ленитесь, успевайте, проращивайте, выращивайте, - частенько он упоминал это нравоучение перед тем, как в очередной раз прочистить мозги своим подчиненным.
— Алексей, - командир обратился по имени к молодому лейтенанту, - ну, не сиди ты сиднем на одном месте, делай же что-нибудь, делай! Алексей сбился со счета, в который раз он слышал в свой адрес эту изнасилованную фразу. В то время он без дела редко когда сидел, все больше крутился, как белка в колесе. Молодых работа любит, и на него свалили, помимо прямых функциональных обязанностей по занимаемой им должности, это - постоянная боеготовность двух командно-штабных машин Р-142, и плюс к этому - подшефную шарашку с вольнонаемными сотрудниками.
— Ты вот скажи, когда наконец-то заработает «ШХР», - не унимался начальник. «ШХР-ом» в то время назывался большой спаренный четырехканальный самописец на магнитной ленте, сделанный в дружественной социалистической Болгарии. Этот аппарат размером с хороший современный холодильник теперешним языком можно назвать аудиорегистратором. Короче, девайс одним словом. И вот, один из двух в стойке, этот здоровенный четырехдорожечный магнитофон с почти полуметровыми в диаметре бобинами не работал уже вторую неделю. Второй магнитофон ещё как-то работал, а первый стоял как вкопанный. Причину поломки выяснили быстро, сгорела такая-то микросхема. И что характерно, микросхема тоже болгарского производства. А где её сразу найдешь - только через Москву заказывать. Об этом и поведал Алексей в очередной раз назойливому командиру.
— Не пудри мне мозги, лейтенант, - не унимался разъяренный генератор идей. - Уж как будто нельзя вскрыть эту схему и поменять в ней триод или диод, - безапелляционно продолжил он.
Молодой и горячий был Лёшка, с обостренным чувством справедливости и неуемной гордыней. Внутренний вулкан протестов готов был вот - вот вырваться на волю. Он с большим трудом все же заставил себя в очередной раз сдержать эмоции, мысленно рассуждая при этом: «Вот темнота, как можно вскрыть микросхему в целях ремонта? Про какие триоды он тут мне мозги парит, данное оборудование даже не на транзисторах, а уже на микросхемах. Чудит старый пень, причем здесь лампы накаливания?» А лампы накаливания здесь притом, что когда Лёшкин командир в свое время заканчивал ликбез, тогда только они и были. И не обращая внимания на современную действительность, он пользовался старой терминологией. Вот такой вот замшелый лысый консерватор призывал Алексея шевелить мозгами, не сидеть сиднем, а что-нибудь придумать. Иначе всем будет кирдык, Алексею в первую очередь.
— Не хрена думать, копать надо, - вспомнилась тогда Лёшке старая армейская поговорка. Ноги в руки, и он уже в подшефной шарашке с челобитной.
— Мужики, спасайте, командир совсем озверел, заставляет микросхемы вскрывать и чинить. Придумайте что-нибудь, спирт за мной. Это волшебное слово «СПИРТ» производило магическое воздействие на тружеников всех мастей развитого социализма. Маятник качнулся, шестерёнки закрутились, механизм ожил и двинулся в заданном направлении. С большим трудом «накопали» электрическую принципиальную схему от той злополучной микросхемы. А дальше все гораздо проще пареной репы. Смоделировали эту схему на куске стеклотекстолита размером с сигаретную пачку, на базе диодов и транзисторов, где печатным монтажом, а местами просто навесным.
При помощи жестких одножильных проводов Алексей впаял этого большого паучка на место сгоревшей микросхемы. На месте вживления приблуда вызывающе поглядывала свысока на материнскую плату. Но делать было нечего, аудиорегистратор был вынужден с ней подружиться и заработал, спасая Лёшку от дальнейших разносов.
Вот таким образом Алексей убедился в том, что командир всегда прав, даже тогда, когда он не прав в принципе.
Шпион
Из периода того времени вспомнился ещё один забавный случай. Пришло сообщение с центрального узла связи о возможном несанкционированном доступе к закрытой линии связи. В настоящее время это уже не является каким-то секретом, поэтому попытаюсь, вкратце рассказать о тогдашней защите линий связи.
Один из методов защиты был организован очень просто. Все когда-нибудь видели кабель, представляющий собой пучок витых пар не в пластмассовой оболочке, а в свинцовой рубашке. Только эта рубашка имела двойное назначение. Первое, – защищала провода от внешней среды и механического воздействия. Второе, – являлась, так сказать, единой длинной «металлической колбой» над пучком витых пар, постоянно находящейся под давлением сжатого воздуха. В определенных местах к этой «колбе» были присоединены манометры, которые и являлись датчиками. Резкое падение стрелки манометра влево на нулевую отметку означало не что иное, как нарушение целостности оболочки кабеля с возможностью несанкционированного доступа к линии связи.
Командир как вводу глядел, послав Алексея проверить вначале надземный участок маршрута прокладки кабеля. Большую часть своей длины кабель был уложен в подземные инженерные коммуникации. А вот через реку проходил не по дну реки, а под автомобильным мостом в общем потоке кабелей как электрических силовых, так и связных. Когда Алексей на командирском УАЗе подъехал к мосту и приступил к осмотру, выше по течению в ста метрах от моста на берегу сидела компания рыбаков. Повреждение оболочки обнаружилось быстро и находилось прямо у береговой опорной конструкции моста. Аккуратным способом, не нарушая целостности изоляции проводов, была удалена свинцовая рубашка кабеля длинной сантиметров тридцать. Для того чтобы подключиться к линиям связи, достаточно было вскрыть оболочку на гораздо меньшую длину. И опять же, не были нарушены индивидуальные оболочки проводов. Эти факты дали Алексею возможность сделать предположение о том, что кабель, скорее всего, вскрыт из-за недостающего фрагмента свинцовой оболочки. А кому в то время, да ещё около реки, в первую очередь был нужен свинец? Поскольку Алексей и сам был заядлым рыбаком, то он и направился в сторону рыбаков, от которых и след простыл к тому времени. При осмотре насиженного места ретировавшихся рыбаков, от острого взгляда Алексея не ускользнули два деревянных мотовила, которые были воткнуты в ил подводой. Алексей палкой подцепил лески и извлёк снасти из воды.
Тот факт, что грузила донок были наспех изготовлены путём сворачивания из недостающего фрагмента свинцовой оболочки кабеля, Алексея не удивил, а лишь подтвердил его догадки. Каждая донка была оснащена одним крючком шестнадцатого номера по отечественной классификации на метровом поводке. Наживкой были выползки. Да вы, наверное, и сами уже догадались, что те рыбачки были охотниками за сомами. Вот так вот рыбаки - сомятники чуть не стали шпионами, вовремя сообразили скрыться с места преступления, при этом пожертвовав снастями.
(Из серии «Непридуманные истории»)
Всех с праздником!
Вспышка слева, вспышка справа –
Этот сон мне часто снится,
За мгновение до славы,
Твёрдость на суровых лицах.
Унесённые войною,
Им бы жить, да веселиться.
Но начертано судьбою
Им навек с гранитом слиться.
В благодарность нам их славить
До последнего героя,
Чтоб в сердцах хранилась память,
Наш Народ – Великий Воин!