Не повторяйте чужих ошибок!!!
Это было в конце сентября 2007г. Как-то захотелось двум нашим товарищам половить рыбку на острове ночью, где впадает протока «Матвеевка» в Волгу, это примерно от нашего лагеря 8 км. Пока ждали, чтобы ветер стих, пока собрались, пока 100 грамм, пока советы и напутствия, солнце начало клониться к закату. Ветер и не стих толком. Но делать нечего, решение принято, а отступать у мужиков не принято, тем более у наших. Это была первая ошибка. Нагрузились так, что вместо 15 мин. плыли час, и на острове высаживались в темноте. И соответственно вся обратная дорога в темноте. Со слов Сашки (права только у него и меня) пересечение Волги по весьма немаленьким волнам в темноте, это что–то..., плюс дополнительный адреналин вливала Света (его супруга), которую он решил прокатить по вечерней «глади». Ей очень понравилось уворачиваться от какого то танкера, когда освещенная рубка кажется далеко, а нос почти нависает над лодкой. Подход волн к лодке не виден, т.е. где сбавлять, а где уходить от волны непонятно. К тому же весь берег слился в темноте, и, если бы не хорошее знание местности, можно было в протоку нужную не попасть и тогда бы возникли большие проблемы. Ну, а в протоке, хотя и тишина, все равно надо было остерегаться «топляков» (плавающих деревьев) и «отморозков», которые не делают отмашку фонарями при расхождении судов в темноте. Короче приплыли (контрольное время прибытия давно просрочено ) . За рюмкой чая решили, что такие походы в ночь никому не нужны. Наступает следующий день. Ветерок с утра вроде терпимый. Часиков в девять мы со Светой (она сказала, что подскажет, как правильно по волнам плавать …?!) поехали за ребятами на остров и заодно половить лещей в соседнем заливчике. До Волги добрались в момент, но я обратил внимание, что ветерок-то значительно сильнее на просторе и волна не маленькая. Но вдвоем (это считается «налегке») трудности не представляло. Подходим к нашим, глушу мотор, но сильный ветер начинает разворачивать лодку и нести в упавшее дерево. Мне это не надо, завожу движок и встаю чуть подальше, а по пути собираю их 2 донки на винт, даже колокольчики сработали. Теперь буду знать, что донки по 40 метров очень быстро наматываются на винт и под него. Гаечным ключом открутил винт, резать леску тупым ножом пришлось достаточно долго. Ладно, загрузились, отплыли метров 500 (точка 2 на карте) начали ловить леща на песчаной косе, как летом. Но оказалось, что против ветра (а он еще усилился) ловить не просто, т.е. даже забрасывать проблема. То, что стояло на песке, засыпает как в метель, кашу нашу засыпало, она стала не вязкой и комки стали рассыпаться еще на подлете к воде. Начинаю чувствовать, это не рыбалка, а издевательство. Посмотрев по сторонам, не увидев ни одной лодки (все уже благоразумно разбежались), а только волны с хорошими барашками - понял: надо линять как можно быстрее. Говорю: Ребята, поехали домой. А они: пока леща не поймаем, никуда не поедем, а настроение у них хорошее, т.к. рыбок поймали достаточно, и обмыли их (чуть ли не каждую чешуйку). А главное и Света с ними заодно. Ладно, думаю надо хитростью. Свет, говорю, тебя Саша ждет, волнуется; а ребятам: Сашка уже стол накрыл, сало приготовил, это лучше чем песок глотать. Уговорил. Поплыли. Идем , режем волны, но масса лодки большая - опасаться нечего, хорошо стало окатывать брызгами, мокрыми не захотелось быть, пошли вдоль берега на метровой глубине по эхолоту вдоль косы. В конце косы (точка 3 ) начинаю делать плавный разворот направо и, попадаем под хорошую волну по всему левому борту. Ребята - добрейшей души люди, несмотря на то, что на борту дама, высказали все, что обо мне думают. На что я им тоже ласково сказал: кто рулит, тот и правит. Ладненько, быстро прикидываю обстановку: корабликов сверху, снизу нет, это уже хорошо. Если идти поперек течения (самый близкий маршрут) параллельно волнам, перевернет, волна на фарватере хорошая (от 60- до 80 см плюс гребень, ветер хорош и разгон волны большой, примерно 6 км, см таблицу). Повернул под 45 градусов против течения. Теперь волна била в корму и заливала только моторный отсек, брызги попадали на мотор (но это ни на что не влияло, он в колпаке, а вода сливалась через дренажные отверстия). Двигаюсь потихоньку на разном ходу, стараюсь особо крупные волны пропускать или убегать от них. Далее думаю, чем воду вычерпывать, если накроет гребешок ? Высота борта 75см минус 20см ( осадка лодки под грузом), а это: Сережа+Юра= 230 кг, я и Света =160кг + еще 2 шезлонга, 10 удочек, резиновая лодка, палатка, ружье, патроны, 3 рыболовных ящика, ведро червей, каша, 2 весла, 2 подсака, 3 садка с какой-то рыбой в каждом, какой-то рюкзак, одежда, ведро с водой и мальками (зачем?) и куча еще мелких вещей. Окинув все взором, понял: не придется вычерпывать, т.к. мы просто не доберемся до дна лодки. Плывем далее, а если всех посадить на дно? То остойчивость лодки увеличится, но придется вставать, разгребать барахло, а это может добром не кончится. Юра, говорю, посматривай за бензиновым шлангом, если соскочит, сразу одевай его (на очень малом ходу у нашей 30-ки повышенная вибрация у двигателя, несколько раз в прошлые годы он слетал и пока закачаешь бензин, заведешь, минута пройдет, а за это время ветер и волна могут развернуть лодку в крайне опасное положение, а этого очень не хотелось бы). Юра мне отвечает: хорошо! Только бензина я не вижу в канистре или его очень мало. Я решил скромно промолчать. Плывем потихоньку, видим: ребята на том берегу приподнялись и на нас начали смотреть, мысли их мы сразу прочитали. Плывем, на гребнях больших волн лодка поскрипывает, масса большая (думаю про себя: не помешало бы ревизию сделать ранее, она хоть и клепанная (это хорошо), но все равно, а вдруг где от вибрации за все годы эксплуатации дюраль начал трескаться). Ладно, думаю, если перевернет, то все равно лодка не потонет, мы с Сашкой ей тройную плавучесть сделали: пенопласта напихали в корму, по бортам и в нос - все по науке, за нее держаться будем (спасжилеты в носу, но до них не добраться и всем не хватит) ну, а если уж переворачиваться, хорошо бы фарватер успеть пересечь - это мы так себе добра желали. Но, тем не менее, мы пересекли за 20 мин русло реки (примерно 800 метров, если по прямой) и даже особо не замочились (точка 4). Проплывая мимо ребят, смотрим, они нам что-то пальцем себе в голову тычут, но мы не стали уточнять о чем они это, поплыли к себе в лагерь, где нас заждались друзья. Стресс снимали по полной программе. А леща мы поймали, в спокойной «Клюевке» остановились на 15 минут в корягах («каршах»), он на перловку и попался.
Очень краткая терминология :
Плавучесть — способность судна плавать при заданной осадке, имея на борту заданное количество людей и груза. Нормы грузоподъемности зависят от различных условий, и их следует выбирать сообразно с обстановкой.
Остойчивостью называется способность судна, выведенного из положения нормального равновесия какими-либо внешними силами, возвращаться в свое первоначальное положение после прекращения действия этих сил. К внешним силам, способным вывести судно из положения нормального равновесия, относятся ветер, волны, перемещение грузов и людей, а также центробежные силы и моменты, возникающие при поворотах судна. Судоводитель обязан знать особенности своего судна и правильно оценивать факторы, влияющие на его остойчивость. Анализ аварий показывает что более 50% всех случаев связан с потерей остойчивости.
Непотопляемостью судна называется его способность держаться на воде, сохраняя свои мореходные (навигационные) качества, несмотря на поступление воды в один или несколько отсеков корпуса судна через борт или через повреждения в обшивке корпуса. Непотопляемость обеспечивается устройствами, не пропускающими в корпус воду, в том числе водонепроницаемой палубой, фальшбортом, ветровым стеклом, ограждениями вокруг кокпитов, комингсов и другими подобными мерами. Непотопляемость в случае повреждений обеспечивается достаточным запасом плавучести, созданным за счет разделения корпуса судна водонепроницаемыми переборками на ряд обособленных отсеков или с помощью других устройств. Например, воздушных ящиков, «плавучестей» — материалов с малым удельным весом (пенопласта и т. д.).
http://*************/board/showthread.php?t=1594
Очень краткая терминология :
Плавучесть — способность судна плавать при заданной осадке, имея на борту заданное количество людей и груза. Нормы грузоподъемности зависят от различных условий, и их следует выбирать сообразно с обстановкой.
Остойчивостью называется способность судна, выведенного из положения нормального равновесия какими-либо внешними силами, возвращаться в свое первоначальное положение после прекращения действия этих сил. К внешним силам, способным вывести судно из положения нормального равновесия, относятся ветер, волны, перемещение грузов и людей, а также центробежные силы и моменты, возникающие при поворотах судна. Судоводитель обязан знать особенности своего судна и правильно оценивать факторы, влияющие на его остойчивость. Анализ аварий показывает что более 50% всех случаев связан с потерей остойчивости.
Непотопляемостью судна называется его способность держаться на воде, сохраняя свои мореходные (навигационные) качества, несмотря на поступление воды в один или несколько отсеков корпуса судна через борт или через повреждения в обшивке корпуса. Непотопляемость обеспечивается устройствами, не пропускающими в корпус воду, в том числе водонепроницаемой палубой, фальшбортом, ветровым стеклом, ограждениями вокруг кокпитов, комингсов и другими подобными мерами. Непотопляемость в случае повреждений обеспечивается достаточным запасом плавучести, созданным за счет разделения корпуса судна водонепроницаемыми переборками на ряд обособленных отсеков или с помощью других устройств. Например, воздушных ящиков, «плавучестей» — материалов с малым удельным весом (пенопласта и т. д.).
http://*************/board/showthread.php?t=1594
Последнее редактирование модератором: