Мотор HDX F 4/5. Доработка, форсирование (технические вопросы) (Просматривает: 1)

С нами с
15.06.2013
Сообщения
5 943
Репутация
6 324
Откуда
Железнодорожный
Мотор HDX F 4/5. Доработка, форсирование (технические вопросы)
Всем привет!

Маленькое вступление, о чем данная тема.
Я купил свой первый лодочный мотор. Выбор пал на перспективный к доработкам и форсированию четырехтактный одноцилиндровый мотор HDX F4 bms обьемом 112 сс, китайский клон мотора ямахи, снятого с производства, и выпускаемый по лицензии китайским брендом PARSUN. До этого я держал в руках моторы только мотокосы, мотобензопилы, бензоэлектрогенератора, мотоциклов, скутеров, мопедов, квадроциклов, автомобилей. Лодочных моторов пока не было. Теперь я планирую восполнить этот пробел. Так вот, изучив устройство этого относительно простого по конструкции моторчика я пришел к выводу, что данный мотор может быть относительно несложно форсирован. Плановые показатели : 6 лс (примерно)

Поскольку стенд для замера ВСХ на ПЛМ я, боюсь, не найду, то судить о результатах модификаций планируется по замерам фактической скорости одной и той же лодки с одним и тем же грузом в режиме глиссиривания. То есть замерю максималку на глиссере до изменений и после.

В данной теме приветствуются любые технические советы, замечания, критика на тему, обозначенную в заголовке. Большая просьба не засорять тему флудом и не имеющими к доработке конкретного мотора разговорами - чтобы тем, кто соберется повторить или даже пойти дальше меня, было легче искать информацию. Планирую выкладывать подробные фото-иллюстрации переделок и объяснять, для чего и зачем каждая модификация.

План действий такой:
1. Настройка комплекта лодка+мотор и замер макс скорости на стоковом моторе. На этом этапе будет найдено оптимальное заглубление дедвуда и дифферент мотора.

Установка так называемого гидрокрыла ( по факту увеличения площади антикавитационной пластины) пока под вопросом, поскольку для себя еще не определился с ее реальной эффективностью. Гидросопротивление с крылом возрастает, а значит падает максималка, в то же время кобра лечиться должна диффирентом мотора и регулировкой заглубления дедвуда. Кавитация и так называемые прохваты должны решаться спойлором на нижнем срезе транца. Еще есть мысли по поводу установки кругового обрамления винта (водометный принцип). Это все отложено на третий этап.

2. Внесение изменений в конструкцию мотора (в направлении улучшения ВСХ). Замер скорости глиссирования в той же конфигурации лодка + мотор + груз.

3. Попытка улучшить характеристики комплекта.лодка + мотор при помощи гидродинамических модификаций мотора. Вот тут будут рассмотрены и опробованы всякие гидрокрылья, кольцевые насадки на винт принцип работы кольцевой насадки на винт, спойлеры транца и так далее... Но скорее всего для этого этапа сделаю отдельную тему, если ввобще доберусь до него. Пока это дальние планы...

---------- Сообщение добавлено в 11:29 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 11:18 ----------

Пока нахожусь на этапе анализа текущих устройств мотора. Снял и разобрал карбюратор. Изучил конструкцию, замерл диаметр диффузора и жиклеры.
Тут заложено максимум резерва. Вечером напишу подробнее.
 
Мотор HDX F 4/5. Доработка, форсирование (технические вопросы)
Итак, начнем с изучения карбюратора.

При снятии верхней крышки открываются часть внутренних каналов карбюратора, а также каналы вениляции поплавковой камеры и впускной канал воздушных жиклеров ХХ и рабочей системы

Карбюратор со снятой верхней крышкой.jpg

Более подробно на следуюшем рисунке:

Каналы карбюратора (под верхней крышкой).jpg

Цифрами:
1 - входное отверстие для канала вентиляции поплавковой камеры
2 - входное отверстие подачи воздуха к воздушным жиклерам
3 и 4 - воздушные жиклеры системы ХХ и главной дозирующей (какой из них какой уточню позже
5 - продолжение канала вениляции поплавковой камеры, на фото по стрелке за стенкой карбюратора скрыто сверление, выходящее в поплавочную камеру
6 - винт регулировки качества смеси
7 - выпускные сопла системы переходного режима
8 - винт регулировки количества смеси (винт оборотов холостого хода)


На следующем фото более подробно система ХХ и переходная система

Система ХХ и система переходного режима.jpg

Цифрами:
1 - винт качества смеси
2 - выпускные отверстия готовой смеси системы переходного режима
3 - выпускное отверстие готовой смеси системы ХХ.


Далее, переходим к узлу дроссельной заслонки...

На следующих фото видно, насколько сужен диффузор карбюратора по отношению к выпускному отверстию и насколько сильно торчат болты крепления диска дроссельной заслонки

Дроссельная заслонка и диффузор 01.jpg

Дроссельная заслонка и диффузор 02.jpg



Планируемые доработки этого узла:

Доработка дроссельной заслонки.jpg

1 - заменить болты с наружными головками на болты с головками впотай - под зенковку
2 - укоротить эти болты по длине и посадить их на клей-герметик резьбовых соединений
Желтым цветом - увеличить диаметр диффузора
 
Мотор HDX F 4/5. Доработка, форсирование (технические вопросы)
Parsun F5BMS 5лс. 112смкуб - в чем разница с вашим F4?
Parsun F6A BMS 6лс 148смкуб - согласно вашей логике .. можно "раздуть" до 8.
Мощность будете поднимать, повышая обороты?
 
Мотор HDX F 4/5. Доработка, форсирование (технические вопросы)
Parsun F5BMS 5лс. 112смкуб - в чем разница с вашим F4?
Точно установлено, что наклейки разные :D
С остальным пока выясняю...
Сверяюсь по каталогу запчастей на эти моторы - пока различий не увидел...

Parsun F6A BMS 6лс 148смкуб - согласно вашей логике .. можно "раздуть" до 8.
Те моторы не изучал, сказать не могу пока. У каждого мотора свой потенциал. Если найдено узкое место и его легко исправить - мотор легко поддается форсированию... обычно слабое место или несколько есть у всех моторов...

Мощность будете поднимать, повышая обороты?
Не только. Я бы сказал, обороты повысятся но не это цель. В планах повысить степень сжатия и перевести на 95 бензин, настроить смесь карбюратора (если она не оптимальная) или заменить карбюратор, попытаться сделать регулируемое зажигание - повысится крутящий момент и улучшится топливная эффективность...
 
Мотор HDX F 4/5. Доработка, форсирование (технические вопросы)
Карбюратор вообще бы другой поставить, с диффузором в миллиметров 20-25.
Про кольцевую насадку на винт - можно вообще забыть. Водомёта не получится ни как, только сопротивление потоку дико увеличишь
 
Мотор HDX F 4/5. Доработка, форсирование (технические вопросы)
Карбюратор вообще бы другой поставить, с диффузором в миллиметров 20-25.
20-25 для такого рабочего мотора перебор, даже на 8000 не потребуется, а сильно выше ямаховский мотор я бы не рискнул крутить, это не хонда и даже не сузуки... Геометрия ЦПГ конечно так и просится раскрутиться до 11, но грм еще не видел, как там сделано еще под вопросом.
Пока смотрю на keihin cvk 19 mm, у меня как раз валялся где-то один в гараже...

Про кольцевую насадку на винт - можно вообще забыть. Водомёта не получится ни как, только сопротивление потоку дико увеличишь

Тоже пока в сомнениях. Сопротивление набегающему конечно увеличится, но по идее растет и КПД винта... Непонтяно, где в плюсе или минусе. Пока думаю, что насадка хороша на небольших линейных скоростях судна, но ее сопротивление сильно возрастает с ростом скорости... И помойму рост там пропорционально кубу скорости если не ошибаюсь...
 
Мотор HDX F 4/5. Доработка, форсирование (технические вопросы)
Не только. Я бы сказал, обороты повысятся но не это цель. В планах повысить степень сжатия и перевести на 95 бензин, настроить смесь карбюратора (если она не оптимальная) или заменить карбюратор, попытаться сделать регулируемое зажигание - повысится крутящий момент и улучшится топливная эффективность...
Вы спец по микропроцессорному....? Можете поделиться...?
 
Мотор HDX F 4/5. Доработка, форсирование (технические вопросы)
20-25 для такого рабочего мотора перебор, даже на 8000 не потребуется, а сильно выше ямаховский мотор я бы не рискнул крутить, это не хонда и даже не сузуки... Геометрия ЦПГ конечно так и просится раскрутиться до 11, но грм еще не видел, как там сделано еще под вопросом.
Пока смотрю на keihin cvk 19 mm, у меня как раз валялся где-то один в гараже...



Тоже пока в сомнениях. Сопротивление набегающему конечно увеличится, но по идее растет и КПД винта... Непонтяно, где в плюсе или минусе. Пока думаю, что насадка хороша на небольших линейных скоростях судна, но ее сопротивление сильно возрастает с ростом скорости... И помойму рост там пропорционально кубу скорости если не ошибаюсь...
Тут странная закономерность (применительно к ПЛМ)
При объёме в 102 см3 (один цилиндр) - диаметр диффузора 14,5 мм
Объём 169 см3 (два цилиндра 84,5 х2) - 16 мм
Объем 246 см3 (два цилиндра 123 х2) - 19 мм
Объём 294 см3 (два цилиндра 147х2) - 22 мм
Получается, что при двух цилиндровой системе объём всоса за один раз уменьшается, а диаметр при этом увеличивается

Про КПД. Чтобы его увеличить, надо менять форму лопастей и иметь минимальный зазор между ними и обечайкой, что нереально сделать на заводском винте. Посмотри на лопасти водомётов
 
Мотор HDX F 4/5. Доработка, форсирование (технические вопросы)
Тут странная закономерность (применительно к ПЛМ)
При объёме в 102 см3 (один цилиндр) - диаметр диффузора 14,5 мм
Объём 169 см3 (два цилиндра 84,5 х2) - 16 мм
Объем 246 см3 (два цилиндра 123 х2) - 19 мм
Объём 294 см3 (два цилиндра 147х2) - 22 мм
Получается, что при двух цилиндровой системе объём всоса за один раз уменьшается, а диаметр при этом увеличивается
А лепестки? Зашел в мотомагазин. Лепесковый клапан от Хонда Дио один в один по размеру как на 9.8. А в Хонде цилиндрик -50смкуб. 7лс при 6500обмин. Лошади не той породы? Насчет крутящего момента не знаю. Но лошади??
 
Мотор HDX F 4/5. Доработка, форсирование (технические вопросы)
Так и диаметр диффузора 17,5 мм у него. И это на каких то 50 см3. Может от туда и лошади?
 
Мотор HDX F 4/5. Доработка, форсирование (технические вопросы)
Вы спец по микропроцессорному....? Можете поделиться...?
Я скорее спец по настройке уже спаяных микропроцессорных блоков... сам не паяю, покупаю готовые... есть проверенное мной недорогое киайское решение для одногоршковых моторов с МИ датчиком ПКВ (импалсером)... уже на двух моторах моих работает без нареканий. Единственное у него ограничение - ему нужно питание 9-12В постоянки. На системах безбатарейных ставят батарейку "крону" и ездят неделю (речь про мототехнику) или маленький АКБ, периодически подзаряжаемый...


Тут странная закономерность (применительно к ПЛМ)
При объёме в 102 см3 (один цилиндр) - диаметр диффузора 14,5 мм
Объём 169 см3 (два цилиндра 84,5 х2) - 16 мм
Объем 246 см3 (два цилиндра 123 х2) - 19 мм
Объём 294 см3 (два цилиндра 147х2) - 22 мм
Получается, что при двух цилиндровой системе объём всоса за один раз уменьшается, а диаметр при этом увеличивается
Неправильно! Объем всаса для 4-х тактного мотора без рессивера впуска считается так: обороты * количество цилиндров/2 * рабочий объем одного цилиндра. Это объем продувки через диффузор... простыми словами учитывается сколько тактов впуска приходится на один оборот мотора, помноженные на объем впуска одного цилиндра - рабочий объем. Плюс, коэффициент наполнения можно учитывать, для нормального мотора он около 0.90-0.95 на высоких оборотах... то есть твои цифры логичны и обоснованы - рост рабочего объема мотора (суммарный по всем горшкам) должен сопровождаться ростом диаметра диффузора (суммарного, если несколько карбюраторов)...

Про КПД. Чтобы его увеличить, надо менять форму лопастей и иметь минимальный зазор между ними и обечайкой, что нереально сделать на заводском винте. Посмотри на лопасти водомётов
Приход тут получается за счет снижения объема стекания с лопастей в центробежном направлении а не в направлении назад...
 
Мотор HDX F 4/5. Доработка, форсирование (технические вопросы)
Что то не допёр, что ты 4-х тактник дорабатываешь :)
Какая компрессия на нём? Чтоб перевести на АИ-95 надо поднять до 15-17 Атм
 
Мотор HDX F 4/5. Доработка, форсирование (технические вопросы)
А лепестки? Зашел в мотомагазин. Лепесковый клапан от Хонда Дио один в один по размеру как на 9.8. А в Хонде цилиндрик -50смкуб. 7лс при 6500обмин. Лошади не той породы? Насчет крутящего момента не знаю. Но лошади??

На Хонда Дио там двухтактный мотор. А это значит, что при одних и тех же оборотах мотора и одном и том же рабочем объеме мотора у нас в два раза больше рабочих тактов за оборот, а именно один. А на 4-х таткном одноцилиндровом моторе рабочих 1/2 за оборот (усредненно)... то есть суммарно на одних и тех же оборотах крутящий момент 2-х таткника выше чем у 4 -х тактника почти в два раза (с учетом КПД) при том же рабочем объеме... ну а как зависит крутящий момент и мощность, думаю, все знают?

Так и диаметр диффузора 17,5 мм у него. И это на каких то 50 см3. Может от туда и лошади?
Поскольку у 2-х тактника объем всасывания в пересчете на один оборот коленвала в два раза выше чем у 4-х тактника при равных рабочих объемах, то и карбюратор ему нужен толще... опять же при прочих равных... но коэффициент там не в два раза, конечно - играет роль наличие рессивера и наполняемость у 2-хтактника обычно хуже... но в целом да, двухтаткнику требуется диффузор чуть толще чем 4-х тактнику при том же рабочем объеме...

Короче, есть несколько методик расчета диаметра диффузора... хонда считает мгновенную максимальную скорость прокачки, то есть не учитываются рессиверные особенности коллектора... ямаха считает усредненные показатели на один оборот и тут могут быть особенности как писал выше... и по этому рекомендуемый диффузор по этим методикам получается немного разный, ямаха ставит карбюраторы с меньшим диффузором, хонда и сузуки любят ставить дырки побольше...
 
Мотор HDX F 4/5. Доработка, форсирование (технические вопросы)
Что то не допёр, что ты 4-х тактник дорабатываешь :)
Какая компрессия на нём? Чтоб перевести на АИ-95 надо поднять до 15-17 Атм

Выбор октана считается не по абс давлению (компрессии) а по степени сжатия (СЖ), то есть по отношению полного объема цилиндра к объему камеры сгорания (КС) - во сколько раз смесь сжимается перед поджигом. Мы сейчас не затрагиваем динамическую степень сжатия, это уже слишком тонко для рассматриваемого случая...
Правила выбора октана по СЖ я для себя опытным путем нашел такие (для куполообразной КС с центральным расположением свечи):

Менее 8:1 - 76, 80 октан
от 8 до 9,5 - 92 октан
от 9,5 до 11 - 95 октан
выше 11 - 98 и выше (этанол, газ)

На этом моторе по паспорту СЖ 8.4:1, подняв степень до 10-11 можно перейти на 95 октан и поднять крутящий момент процентов на 5-15%, одновременно увеличив топливную экономичность...

Если больше ничего не делать, то получим соответствующую прибавку в максимальной мощности, но на тех же оборотах...

Сейчас прикинем, на сколько мм придется точить головку/цилиндр...

1. Текущий объем КС
КС1 = Рабочий объем/(степень сжатия -1) = 112 / (8.4 - 1) = 15 сс

2. Целевой объем КС:
КС2 = 112 / (9,5 - 1) = 13 сс

3. Нужно уменьшить объем КС на 2 сс

4. Посчитаем, на сколько уменьшится объем КС если мы сточим цилиндр или нижний край КС на 1 мм. Условно считаем, что мы стачиваем цилиндрический объем. Объем цилиндра равен Площадь круга на высоту.
КС1мм = 5,9*5,9*3,14/4 * 0,1 = 2,7сс


5. Если сточить 1мм, то СЖ при этом равна:
(112 + (15 - 2,7)) / (15 - 2,7) = 10,1
Очень неплохая СЖ, при которой 95 бензин очень стабильно горит без детонации.

6. СЖ если снять 2 мм:
(112 + (15 - 5,4) / (15 - 5,4) = 12,7
Уже многовато, придется покупать 98 бензин

7. СЖ если снять 1,4 мм:
(112 + (15 - 2,7*1,4)) / (15 - 2,7*1,4) = 11

Практически, пограничная СЖ, при которой еще можно надежно эксплуатировать мотор на 95 бензине не заморачиваясь с настройкой зажигания и качества смеси

Вывод, точить не более 1,4 мм
 
Мотор HDX F 4/5. Доработка, форсирование (технические вопросы)
Можно ссылку на... Недорогое китайское микропроцессорное?
Пс. Думаю , не надо загаживать ветку умными словами. Пардон. Исправился. Ждем , ,что вы наваяете.
Пс2. И ждем китайскую ссылку.
При том ,что самый легкий способ - это умное зажигание вовремя. Вот вам и поллошади.:D
 

Сейчас смотрят

Назад
Вверх