На моей памяти только у одного мотора была явно маленькая АКП - это первая облегченная Суза 9,9 из Тайланда. Как они её испытывали не знаю, но во второй поставке АКП уже пошли нормальные.
На всех остальных небольших моторах, этим никто не страдал. В водоизмещающем режиме и АКП и винт сидят достаточно глубоко, чтобы ничего не сосало.
Вот только, если такой коротконогий мотор ставится на транец L и выше, то он начинает работать "в обратке", в струях, которые выбиваются с бортов и из-под транца. И в этой самой обратке подсос воздуха неминуем, даже если АКП увеличить по площади в 2-3 раза.
Но, это не косяк мотора, а от нашей бедности и глупости. Ставишь длинноногую (именно под это заточенную) докатку, у которой АКП оказывается хотя бы вровень с днищем, ...с 3-4 дюймовым винтом диаметра, который чуть не чиркает снизу по АКП и радуешься жизни.
К нам в яхтклуб на Балтийских регатах заходили 10-15 метровые яхты с Тохами 9,8 и Хондами 10 с огромными "лопухами, которые против течения Невы в дельте ехали свои 3-7 узлов.
Поднимать "малыша" из воды на транце так, чтобы АКП была вровень с килём никто никого не заставляет. Но, многие, решив , что таким образом уменьшат сопротивление подводной части мотора, не понимая, создают себе проблему - прохваты. Создав себе проблему, пытаются решить её "гидрокрылом", а по факту - теряют в скорости... На 3 лс - до 3-4 км/час. А на 5 лс - до 5-7 км/час.
Трудоёмкость в изготовлении такого "крыла" кратно больше, чем на того же Тохацу 3,5 переделать винт от Мерка 5 и на "условной" трешке поехать 25 , а может и 26 км/час. ... без порчи мотора.