• ВНИМАНИЕ! ПРОСЬБА ВОЗДЕРЖАТЬСЯ ОТ ОБСУЖДЕНИЯ НА ФОРУМЕ ЛЮБЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ! СПАСИБО!

Стабилизатор на лодочный мотор. (Просматривают: 2)

С нами с
20.09.2010
Сообщения
1 480
Репутация
681
Возраст
39
Откуда
СПБ Смарт310к+Yamaha 6cm
Стабилизатор на лодочный мотор.
Yuri47
У Вас, перед тем как сгорел РН, он грелся при работе ??
 
С нами с
23.07.2012
Сообщения
5 641
Репутация
6 269
Откуда
Карелия г.Сортавала
Стабилизатор на лодочный мотор.
Yuri47
У Вас, перед тем как сгорел РН, он грелся при работе ??
Андрей, он стоял в моторе под колпаком и я его не щупал. Когда проверял на трансформаторе с обмотки в 24в. и нагрузке в виде лампы дальнего света от автомобиля, это примерно 4А. Транзистор и мост были теплые, гр. 40 -50. Это нормально, их макмальная рабочая температура - 150гр.
 
С нами с
20.09.2010
Сообщения
1 480
Репутация
681
Возраст
39
Откуда
СПБ Смарт310к+Yamaha 6cm
Стабилизатор на лодочный мотор.
я вот все никак не пойму, почему после Вашей модернизации схемы перестал транзистор греться? Ведь токи никуда не ушли??
 
С нами с
23.07.2012
Сообщения
5 641
Репутация
6 269
Откуда
Карелия г.Сортавала
Стабилизатор на лодочный мотор.
я вот все никак не пойму, почему после Вашей модернизации схемы перестал транзистор греться? Ведь токи никуда не ушли??
В открытом состоянии сопротивление перехода транзистора на столько мало, что нагреться он не может. Греется он, когда находится в активном режиме, т.е. в момент закрывания и открывания. Добавление транзистора и резистора в цепи его коллектора обеспечивает гистерезис, что снижает частоту переключения транзистора, а следовательно и его нагрев. Уменьшение сопротивления резистора в цепи затвора транзистора до 24Ком. уменьшает время его открывания, что так же уменьшает нагрев транзистора.
 
С нами с
20.09.2010
Сообщения
1 480
Репутация
681
Возраст
39
Откуда
СПБ Смарт310к+Yamaha 6cm
Стабилизатор на лодочный мотор.
В открытом состоянии сопротивление перехода транзистора на столько мало, что нагреться он не может. Греется он, когда находится в активном режиме, т.е. в момент закрывания и открывания. Добавление транзистора и резистора в цепи его коллектора обеспечивает гистерезис, что снижает частоту переключения транзистора, а следовательно и его нагрев. Уменьшение сопротивления резистора в цепи затвора транзистора до 24Ком. уменьшает время его открывания, что так же уменьшает нагрев транзистора.

Сделал, но греется сильно =(
 

Вложения

  • IMG_0293.jpg
    48.7 КБ · Просмотры: 911
    IMG_0293.jpg
  • IMG_0294.jpg
    75 КБ · Просмотры: 997
    IMG_0294.jpg
С нами с
24.01.2012
Сообщения
3 334
Репутация
3 071
Откуда
Ленинградская область
Стабилизатор на лодочный мотор.
Сначала сделал себе регулятотор точь в точь как у Акдемика. Проблем при его работе не возникало, претензий нет, работал на отлично. Нечаяно перепутал клемы на АКБ, сгорел, что конкретно не знаю, т.к. залил монтаж эпоксидкой. Потом просто стало интересно и поэксперементировал, пришел к варианту как во вложении. При нагрузке в 6А транзистор едва теплый. Для достижения требуемого напряжения возможно придется поиграться с резисторами в цепи 1й ножки TL431. В любом случае проверять и настраивать регулятор нужно, подключив его к обмотке трасформатора с напряжением 18 -36в.

В чем разница между этими схемами, и в чем плюс той или иной схемы. И почему остановились на варианте как во вложении а не востановили как у "академика"
 
С нами с
23.07.2012
Сообщения
5 641
Репутация
6 269
Откуда
Карелия г.Сортавала
Стабилизатор на лодочный мотор.
В чем разница между этими схемами, и в чем плюс той или иной схемы. И почему остановились на варианте как во вложении а не востановили как у "академика"
Ни чем принципиально они не отличаютя. Для снижения частоты переключения силового транзистора академик использовал конденсатор 1Мкф (первая ножка TL431), мне это не понравилось, так как не поддается простому расчету, поэтому, для достижения той же цели я сделал петлю гистерезиса на дополнительном транзисторе, что лично мне более понятно и легко расчитывается. Ни у первого, от Академика ни у второго, с добавлением транзистора, оппасных нагревов я не наблюдал. Попробуйте понять, что греется, мост или транзистор? Тагда будет понятнее от чего плясать и на сколько высока температура? Какой мост?
 
С нами с
17.02.2009
Сообщения
3 031
Репутация
689
Откуда
г.Харьков Лодкоманьяк
Стабилизатор на лодочный мотор.
Есть вопрос по шунтирующему регулятору.
Я так понимаю, что он замыкает(в других "версиях" размыкает) генераторную катушку при увеличении напряжения сверх нормы.
А т.к. напряжение на средних-высоких оборотах доходит до 70-80В, то получается, что реально этот стабилизатор будет работать на низких-средних оборотах, а на выше средних он будет тупо отключать катушку и соотв. никакого напряжения для зарядки и работы на выходе не будет?
Или я не прав??? :)
 
С нами с
30.03.2013
Сообщения
2 340
Репутация
1 884
Откуда
Москва-Новые Черёмушки
Стабилизатор на лодочный мотор.
Шунтирующий регулятор катушку только замыкает, размыкает регулятор как у Юрия 47 и у меня,наверное многие к нему пришли.
Работает шунтирующий на всех оборотах, ибо напряжение до 70-80 вольт доходит только без нагрузки,да и выбросы эти высоковольтные очень короткие,зарядить АКБ не помогут,а приборы пожгут.
Шунтирующий регулятор начинает закорачивать катушку,только когда из катушки в батарею уже "пролезло" 14 вольт,отсекается всё что выше 14. Если генератор сильно загружен,например сильно разряженным аккумулятором,то не отсекается вообще ничего,ни на каких оборотах, то есть при сильно разряженном аккумуляторе вся энергия катушки идёт на зарядку,реле-регулятор не включается вообще,пока батарея не наберёт положенные 14 вольт.
Правда по моим наблюдениям,шунтирующий регулятор хорош только для производителя,прост и дёшев,но размагничивает магниты и съедает 25-30% драгоценной энергии катушки,которой и так вобщем не много.
В генераторе ПЛМ напряжение очень сложной формы,причём количество гармоник(колебаний) меняется от оборотов,импульсов много,но они короткие.Тиристоры,которые при каждом прохождении магнита создают дополнительное возмущение магнитного потока добавляют ещё паразитных колебаний,которые бесполезно греют катушки.К тому же тиристор замыкает катушку в "0", то есть полное короткое до окончания полупериода,хотя на спаде синуса можно бы было оттуда ещё кое чего взять, немного,но этого на питание навигатора хватило бы.
Если параллельно катушке подключить конднсатор (бумажный,плёночный,керамический) ёмкостью 10-20 мкф,то все эти паразитные колебания можно собрать "в кучу" и запустить в АКБ, на максимальных оборотах правда ток немного упадёт,скажем с 6 ампер до 5,8 , но устойчивая зарядка появится на 700-1200 оборотов раньше.
 
С нами с
17.02.2009
Сообщения
3 031
Репутация
689
Откуда
г.Харьков Лодкоманьяк
Стабилизатор на лодочный мотор.
Шунтирующий регулятор катушку только замыкает, размыкает регулятор как у Юрия 47 и у меня,наверное многие к нему пришли.
Наверное это более правильно.

Работает шунтирующий на всех оборотах, ибо напряжение до 70-80 вольт доходит только без нагрузки,да и выбросы эти высоковольтные очень короткие,зарядить АКБ не помогут,а приборы пожгут.
Шунтирующий регулятор начинает закорачивать катушку,только когда из катушки в батарею уже "пролезло" 14 вольт,отсекается всё что выше 14. Если генератор сильно загружен,например сильно разряженным аккумулятором,то не отсекается вообще ничего,ни на каких оборотах, то есть при сильно разряженном аккумуляторе вся энергия катушки идёт на зарядку,реле-регулятор не включается вообще,пока батарея не наберёт положенные 14 вольт.
А если не ставить аккум? То на оборотах, да при малой нагрузке питание прервёт перманентное кз катушки стабилизатором?
(Я бы не задавал таких возможно глупых вопросов, если бы сам измерял на моторе выходные параметры генераторной катушки на разных режимах, но до весны у меня такой возможности не будет, поэтому хочу разобраться что и как, так что не судите строго :) )

Если параллельно катушке подключить конднсатор (бумажный,плёночный,керамический) ёмкостью 10-20 мкф,то все эти паразитные колебания можно собрать "в кучу" и запустить в АКБ, на максимальных оборотах правда ток немного упадёт,скажем с 6 ампер до 5,8 , но устойчивая зарядка появится на 700-1200 оборотов раньше.
Это сказано применительно к не шунтирующему или шунтирующему
стабилизатору?

Если параллельно катушке подключить конднсатор (бумажный,плёночный,керамический) ёмкостью 10-20 мкф,то все эти паразитные колебания можно собрать "в кучу" и запустить в АКБ, на максимальных оборотах правда ток немного упадёт,скажем с 6 ампер до 5,8 , но устойчивая зарядка появится на 700-1200 оборотов раньше.
Так же по схеме Академика(и переделанной Юрия) стоИт параллельно генераторной катушке конденсатор 0,47мкф - это для этих же целей или можно его не ставить вообще? И почему именно 0,47мкф, а не 10 или 20?
 
С нами с
17.02.2009
Сообщения
3 031
Репутация
689
Откуда
г.Харьков Лодкоманьяк
Стабилизатор на лодочный мотор.
Сначала сделал себе регулятотор точь в точь как у Акдемика. Проблем при его работе не возникало, претензий нет, работал на отлично. Нечаяно перепутал клемы на АКБ, сгорел, что конкретно не знаю, т.к. залил монтаж эпоксидкой. Потом просто стало интересно и поэксперементировал, пришел к варианту как во вложении. При нагрузке в 6А транзистор едва теплый. Для достижения требуемого напряжения возможно придется поиграться с резисторами в цепи 1й ножки TL431. В любом случае проверять и настраивать регулятор нужно, подключив его к обмотке трасформатора с напряжением 18 -36в.
Так а что именно дала установка доп. транзистора?
Схема в таком виде стала защищена от переполюсовки?
 
С нами с
23.07.2012
Сообщения
5 641
Репутация
6 269
Откуда
Карелия г.Сортавала
Стабилизатор на лодочный мотор.
Так а что именно дала установка доп. транзистора?
Схема в таком виде стала защищена от переполюсовки?
Ни чего не изменилось, просто работа регулятора, лично для меня стала более понятной. Я с точностью до десятых вольта могу расчитать, когда транзистор откроется и когда закроется. С конденсатором в цепи управления TL431 я этого сделать не могу. От переполюсовки, теоритически должен был защитить предохранитель в цепи АКБ, но реально не защитил, хоть и сгорел. Уменьшил его с 10 до 5А. и предксмотрел дополнительную защиту. Конденсатор 0,47 - 1 Мкф паралельно катушке в схеме академика обязателен, он проглатавает импульс самоиндукции катушки, в момент закрывания транзистора, увеличивать его более 1Мкф. нет необходимости.
 
С нами с
30.03.2013
Сообщения
2 340
Репутация
1 884
Откуда
Москва-Новые Черёмушки
Стабилизатор на лодочный мотор.
Это сказано применительно к не шунтирующему, ставить конденсаторы на шунтирующий просто не пробовал. А впринципе, конденсатор даже в 0,1 мкф заметно улучшает работу любого регулятора.
Схема будет работать и без транзистора,если не хочется усложнять, но переключение будет происходить слишком часто, ибо TL 431 ,которая отвечает за величину выходного напряжения "видит" 0.01 вольта, и соответственно будет "дёргать" силовой транзистор слишком часто,то есть 13,99 вольта зарядка полным током, 14,01 вольта зарядка полностью отсутствует. Такой режим не очень полезен для АКБ,он не выходит из строя,а просто заряжается хуже,и помехи в гаджетах вполне могут появиться. Юрий ввёл в схему транзистор,что бы "размазать" границу переключения, например 13,8 заряд есть, 14,2 заряда нет.
Частота переключения гораздо ниже,меньше помех,и силовой транзистор меньше греется.
У меня тоже примерно так,только цепь затвора полевика питается от отдельной маломощной обмотки с повышенным напряжением,что бы при минимальных оборотах двигателя,когда с генератора выходит 4-9 вольт, транзистор был полностью открыт 12-ю вольтами на затворе, так как при 4-х вольтах он не откроется полностью,и напряжение на выходе может отсутствовать совсем, а хочется что бы при экстренных ситуациях и отсутствии АКБ (я её не всегда брал ссобой), хоть как то работала трюмная помпа например, при 6 вольтах она уже как-то крутится и чего-то за борт перекидывает,а газануть в штормовую погоду можно не всегда.
 
  • Cпасибо
Реакции: TSAR
С нами с
17.02.2009
Сообщения
3 031
Репутация
689
Откуда
г.Харьков Лодкоманьяк
Стабилизатор на лодочный мотор.
Спасибо, теперь в основном всё стало более-менее понятно.
Пока что купил все детали на схему Академика(забавно, он тоже из Харькова :) ).
Буду красить, травить, сверлить, паять и т.п..
Кстати, запчасти вышли на сумму порядка 10$!
Самые дорогие - диодный мост(на 600В небыло, пришлось брать на 1000В), полевой транзистор, радиатор и эл.-лит. конденсатор - примерно по 1,5$ каждый.Из описания схемы не совсем понятно какой именно стоит защитный диод? 18a или 18с(думаю, что односторонний 18а, но взял и 18с тоже)?
И ещё вопрос. В диодном мосте и в полевом транзисторе теплоотводящие части(которые к радиатору прикручиваются через термопасту) изолированы от кристаллов и выводов или нет? Не произойдёт-ли какого-то замыкания при прикручивании их к общему радиатору?
Я так понял, что в диодном мосту изолирована, а в полевом транзисторе?
 
С нами с
29.09.2013
Сообщения
904
Репутация
739
Откуда
Новосибирск
Стабилизатор на лодочный мотор.
Регулятор от Ивана, насколько я понял относится к шунтирующим?
 

Сейчас смотрят

Вверх