Отчет по поездке на озера Пистаярви и Охтанъярви на три недели в июне-июле этого года. Ездили вдвоем с супругой в режиме "дикарей": машина, палатка, лодка ПВХ и мотор в багажнике. Сразу скажу: рыбу, за которой имеет смысл туда ехать, мы не поймали. Готовились тщательно, но вот опыта у нас оказалось маловато: все-таки это была первая целенаправленная поездка.
ПО ДОРОГЕ
Первый перегон Москва-Петрозаводск, 10,5 часов с учетом "платника". К хорошему привыкаешь быстро: М11 проезжается на одном дыхании. Далее немного Волхова и Ладог, и вот уже "Кола", а там до П-ка рукой подать. После дороги усталости не было никакой. В городе мы были неоднократно и решили хоть раз "гульнуть": остановились в центральной гостинице Северная и пошли в кабак Кухня, подозреваю самый "продвинутый" в городе. Понравилось и там, и там. Цены для региона средние.
Второй перегон Петрозаводск-Калевала, 8 часов с учетом 2,5 часов по дороге Кемь-Калевала. Про нее стоит сказать отдельно. Почти везде имеется асфальт, достаточно убитый, хотя в Тверской области я встречал и похуже. Скорость 70 км/ч. Если позволяет подвеска, в-принципе можно "валить" и 90, что нам неоднократно демонстрировали местные джигиты на убитых Логанах. Увы, мой Паджеро Спорт оказался немного жестковат, а "прокладка" немного дряхловата для такого приключения. В поселке остановились в гостинице Сампо в отдельном домике. Бюджетно и хорошо, вот только общий санузел подкачал своим габаритами: как говорится, выходишь из душа и попадаешь ногой в унитаз. Впрочем, это такие мелочи! Еще в поселке есть Велт, гостиница в центре и база в пригороде. Цены, конечно, выше. Кафе в поселке не работали, но была столовка, которая, внимание!, любит закрываться рано, где-то сразу после неторопливого завтрака. Из достопримечательностей, конечно же, та самая эпическая сосна, с привязанной на цепь ее половиной, пара исторических домов, и Большой Ловец снов на базе Велта. В остальном поселок производит унылое впечатление, впрочем как и все остальные населенные пункты Карелии. Увы, и с надеждой на лучшее.
Последний перегон был Калевала-Тихтозеро, с заездом в Пяозерский для финальных закупок. Дорога между поселками грунтовая, отличного качества, на 70 км/ч проезжается без проблем. Опять же, зажатая подвеска моего автомобиля позволяла "вдуть сотню" разве что на прямых; в поворотах колеса не успевают отрабатывать результаты работы грейдера и машина начинает плыть. Ах, как уверенно и красиво в повороте нас обошла Таха с питерскими номерами! Вояджер, вот настоящий король хороших грунтовок. В Пя заехали в единственное кафе (всегда есть свежие салаты!) в центре и кусок Финляндии под названием туристический центр Паанаярви. На полпути к Пистаярви остановились у погран. кордона, зарегистрировать пребывание в зоне, заняло десять минут.
Из дорожных потерь за все время имелся защитный экран правой подножки: вылетели все заклепки от карельских дорог. На место его поставил рукастый молодой парень финской внешности на автосервисе в Пя, что сразу за Магнитом. А также бак бодяжного водой в нескромной пропорции 95-го бензина в Калевале на единственной заправке с названием, о да, Люкс! По заверениям местных жителей проблем с бензином у них никогда не было. Но то, что на следующий после заправки день мы не смогли завестись на холодную и залили свечи в сотне км от хоть какой-то цивилизации, я считать за магию не склонен. Да и выскочившая желтая лампа с известным названием плюс мой десятилетний опыт знакомства с данным бензиновым мотором говорят о том же. Попадал я уже, и не раз, в подобные истории.
ПО ПОХОДНОМУ БЫТУ
Не представляю, что бы мы там делали без палатки с большим тамбуром. Хотя раньше, "когда мы были молодыми", обходились же, и ничего.. Комары, мошка и слепни имелись на Писте в июне месяце в предостаточном количестве. Утром комары, вечером мошка. Легкий бриз сдувает обоих и тогда приходят слепни. Единственный метод борьбы со всеми - это дисциплина (и еще раз дисциплина) в обработке себя и одежды химией, реально помогает только ДЭТА >50%, и контроль за пребыванием на свежем воздухе. Также в тамбуре палатки у нас всегда работал газовый фумигатор на пластинах с перметрином, это сильно спасало.
Первую неделю мы жили на Пистаярви. На озере имеются несколько стоянок, доступных с суши для неподготовленного внедорожника. Две-три стоянки есть по дороге к Тихтозеру, в первой, после съезда с главной дороги, бухте. И одна - в последней бухте, что перед самой деревней. К сожалению, все эти стоянки южные, в смысле открыты на юг к озеру, что является проблемой при главенствующих в летние месяцы в Карелии южных ветрах. Под конец недели мы попали в шторм с порывами ветра до 20 м/с, про что узнали потом на сайте прогнозов погоды. Палатка выдержала, спасибо компании Алексика и ее модели Виктория 5, хотя и погнуло у нее несколько дуг. А вот мы - нет. Позорно ретировались посреди ночи, собирая в шторм все нехитрые пожитки и утварь. Приключение то еще было.
На озере есть еще одна стоянка, восточная, защищена несколько лучше. Дорога к ней начинается за три километра до поворота на деревню, сразу перед мостом через речку Шарви. По карте найдете легко.
На вторую неделю, после шторма, мы съездили в Пя отремонтировать порог автомобиля, докупить продуктов и бензина в лодку, после чего перебрались на Охтанъярви. На озере есть две северные стоянки, недалеко друг от друга, с подъездами несколько похуже (валуны), впрочем еще доступными стоковой Ниве при некоторой осторожности. К обоим стоянкам ведет дорога, начинающаяся за 10 км до Калевалы по пути из Пя. Дорога несложная, на картах OSM все есть. Вторая стоянка, впрочем, видна только по спутнику, дорога к ней ведет от свежей вырубки, на картах ее нет. Обе стоянки находятся в мелководных бухтах, для принятия водных процедур нам приходилось идти 50 метров по колено в воде с температурой +15°C. Зато потом большой костер, чай с бальзамом, сухарями, и спать! Хочу еще отметить, что восточная стоянка на Пистаярви и обе стоянки на Охтанъярви служат также и слипами для перебирающихся на лодках в островные избы туристов; бывает они оставляют на подъездах свои машины. Но стоянки большие, слипы находятся в стороне, особых неудобств такое соседство не доставляет.
С воды на Пистоярви доступно еще несколько отличных стоянок: по бассейну реки плавает немало байдарочников. Отметили и приняли к сведению на будущее.
СОБСТВЕННО, ПО РЫБАЛКЕ
Как я уже писал, ехали мы на Писту с целью половить вполне определенную рыбу. Не могу сказать, что нам повезло с погодой: за все время Вяйнямейнен одарил нас лишь 5-6 хорошими днями, подходящих для дальних плаваний на ПВХ лодке в размере чуть за 3 метра. Зато каждый такой день мы старались использовать полностью, проходя на лодке по 40-50 км. К примеру, путь в один конец от нашего лагеря на Охтанъярви, через Ниву, в Пистаярви, составлял 15 км. Бензину за все время нажгли без малого восемьдесят литров, что для нашего мотора в 9.8 лс составляет приличный рацион. Для рыбалки использовали только два спиннинга по бортам лодки. Не смотря на все ухищрения в виде 60-80 мм блесен Solvkroken и Stinger в синей раскраске с весами 20-30 гр нужная рыба садиться на крючки отказывалась. Ходили и в устье, и вдоль скалистых берегов, на свалах гряд и на поливах. Смотрели ряпушку по чайкам. Смотрели чайку по местным рыбакам. Увы. Или не свезло, или что-то делали не так. Скорее последнее.
На Пистаярви один раз наблюдал вдалеке катер необычной формы с большим количеством оранжевых цветов. Уверенно сказать большего не могу. Впрочем, зацепившись языком с местным рыбаком в Калевале, понял, что рейды у них бывают по всему бассейну Писты, и с воды, и с суши. И что инспектора попадаются несговорчивые, особенно в плане сетей.
Щуки по 2-3 кило в Пистаярви много в каждом тихом заливе на островах у протоки. Берет бесхитростно и жадно на типовые воблеры. А на Охтанъярви, в северной его части у мыса с прямоугольной формой, отлично ловился окунь со дна на 10-12 метрах. Была пара особей в килограмм, резво брали на бюджетную резину. В общем, без ухи и щучьих котлет с морквой, фирменного походного блюда моей супруги (всегда возим с собой мясорубку, да!) мы не остались. Но, честно сказать, такого добра в Карелии хватает и где поближе. Не за тем ехали.
В заключении хочется сказать, что эта неудача не отбила у нас желания приехать в те места еще раз в следующем году, и свой минимум по рыбалке таки выполнить. К тому же, нераскрытой темой остался хахариус, которого, подозреваю, на порогах Писты должно быть предостаточно.