Легкая, мобильная транцевая лодка НДНД под мотор до 5 сил (часть 2)
Я вот смотрю, как многие прям борятся за маленькие размеры лодки в угоду весу комплекта. Но задумываются ли они, сколько весит один метр лодки?
Давайте посчитаем. Возьмём какую-нибудь стандартную НДНД лодку с диаметром баллонов 45 см и шириной кокпита 80 см. Для расчётов берём именно самую широкую, часть, т.е. заднюю треть кокпита, а не оконечности. Например, если мы хотим лодку удлинить на 1 метр, то будем удлинять за счёт именно той части, которая не включает в себя сужение.
Ткань, скажем, будет самая идеально-оптимальная, 850 г/м2.
Метр лодки состоит из двух цилиндров (левый и правый борт), метрового участка днища и массы клея, лент, привалов, усилений.
Сначала вычислим, сколько ткани уходит на метр борта. Это просто - 3.14*0.45*1 = 1.413м2, округлим до 1.5м2. При плотности ткани 850 г/м2 ткань, требуемая для изготовления одного метра одного борта будет весить (опять же округлим) 1.3 кг. Соответственно, для 2 бортов это 2.6 кг. Клей, ленты - добьём уж до 3 кг.
Днище - это 2 листа ткани и внутренние реданы из лёгкой ткани. Кокпит мы решили брать шириной 0.8 м, но периметр днища в любом случае будет иметь некий "пельмень", а при надувании днище безусловно "соберётся" и уменьшится по ширине, так что запишем с хорошим запасом - не 0.8, а 1.2 м. Итого имеем 2.4 м2 ткани, что при плотности 850 г/м2 даст 2 килограмма. Накинем ещё (ну это прям вообще с запасом) - килограмм на реданы, ленты, клей и т.п. Итого - метр днища НДНД у нас будет весить 3 кг (на деле обычно меньше).
Привалы весят от 200 до 400 г/п.м. Соответственно, на защиту нужно 3 метровые полосы - 2 борта и по линии киля. Хотя, я, например, против привалов в пользу установки леера-бампера вместо бортовых привалов и оклейку килевой части термополиуретановой плёнкой 0.7 мм, которая легче, не дубеет и прочнее, чем ПВХ привал. Ну ладно. Вместе с леером (который лёгкий) пусть будет ещё 1 кг.
Итого, что мы имеем? Удлинить лодку на метр - это по весу 3 + 3 + 1 = 7 кг. Всего 7 кг! И это с хорошим запасом, поскольку это был теоретический расчёт. На практике для указанных размеров получается около 6 кг.
А вывод такой - если так сильно боретесь за уменьшение веса комплекта, то длиной лодки можно сильно не жертвовать. Лишние 20 см к длине лодки - это очень полезно для комфорта и безопасности, а по весу - килограмм-полтора.
Если хочется весовой экономии - отказывайтесь от классических усилений в виде тяжёлых привалов. Польза от бортовых привалов неочевидна, и чаще всего они играют лишь декоративную роль. Киль защитить стоит, но вместо толстого и тяжёлого ПВХ профиля лучше использовать ТПУ-плёнку, которая всесторонне лучше.
Давайте посчитаем. Возьмём какую-нибудь стандартную НДНД лодку с диаметром баллонов 45 см и шириной кокпита 80 см. Для расчётов берём именно самую широкую, часть, т.е. заднюю треть кокпита, а не оконечности. Например, если мы хотим лодку удлинить на 1 метр, то будем удлинять за счёт именно той части, которая не включает в себя сужение.
Ткань, скажем, будет самая идеально-оптимальная, 850 г/м2.
Метр лодки состоит из двух цилиндров (левый и правый борт), метрового участка днища и массы клея, лент, привалов, усилений.
Сначала вычислим, сколько ткани уходит на метр борта. Это просто - 3.14*0.45*1 = 1.413м2, округлим до 1.5м2. При плотности ткани 850 г/м2 ткань, требуемая для изготовления одного метра одного борта будет весить (опять же округлим) 1.3 кг. Соответственно, для 2 бортов это 2.6 кг. Клей, ленты - добьём уж до 3 кг.
Днище - это 2 листа ткани и внутренние реданы из лёгкой ткани. Кокпит мы решили брать шириной 0.8 м, но периметр днища в любом случае будет иметь некий "пельмень", а при надувании днище безусловно "соберётся" и уменьшится по ширине, так что запишем с хорошим запасом - не 0.8, а 1.2 м. Итого имеем 2.4 м2 ткани, что при плотности 850 г/м2 даст 2 килограмма. Накинем ещё (ну это прям вообще с запасом) - килограмм на реданы, ленты, клей и т.п. Итого - метр днища НДНД у нас будет весить 3 кг (на деле обычно меньше).
Привалы весят от 200 до 400 г/п.м. Соответственно, на защиту нужно 3 метровые полосы - 2 борта и по линии киля. Хотя, я, например, против привалов в пользу установки леера-бампера вместо бортовых привалов и оклейку килевой части термополиуретановой плёнкой 0.7 мм, которая легче, не дубеет и прочнее, чем ПВХ привал. Ну ладно. Вместе с леером (который лёгкий) пусть будет ещё 1 кг.
Итого, что мы имеем? Удлинить лодку на метр - это по весу 3 + 3 + 1 = 7 кг. Всего 7 кг! И это с хорошим запасом, поскольку это был теоретический расчёт. На практике для указанных размеров получается около 6 кг.
А вывод такой - если так сильно боретесь за уменьшение веса комплекта, то длиной лодки можно сильно не жертвовать. Лишние 20 см к длине лодки - это очень полезно для комфорта и безопасности, а по весу - килограмм-полтора.
Если хочется весовой экономии - отказывайтесь от классических усилений в виде тяжёлых привалов. Польза от бортовых привалов неочевидна, и чаще всего они играют лишь декоративную роль. Киль защитить стоит, но вместо толстого и тяжёлого ПВХ профиля лучше использовать ТПУ-плёнку, которая всесторонне лучше.