Зависимость давления в баллоне лодки ПВХ от температуры: расчеты (Просматривает: 1)

С нами с
10.08.2012
Сообщения
55
Репутация
35
Возраст
52
Откуда
Архангельская обл.
Зависимость давления в баллоне лодки ПВХ от температуры: расчеты
Всем доброго дня, ночи и т.д. и т.м.
Этот вопрос плавает по многим веткам форума. Сатья не моя выкладываю как справочную информацию.

Каждый владелец лодки ПВХ знает, что понижение температуры приводит к снижению давления в надувном баллоне. И наоборот, нагрев на солнце оставленной на берегу лодки приводит к заметному повышению давления. В последнем случае всегда возникают вопросы, насколько велика угроза разрыва баллонов, и не стоит ли производителям надувных судов оснащать их аварийными клапанами сброса избыточного давления.

В данной статье мы напомним о возможности использования простой математической закономерности, позволяющей достаточно точно вычислить, насколько сильно изменится давление воздуха в баллоне при изменении его температуры. Подчеркнем, речь идет о температуре воздуха, находящегося в баллоне, а не о температуре окружающей среды.

Зная величину изменения давления, можно легко определить изменение натяжения ткани ПВХ и сравнить его с допустимыми значениями. Расчетам натяжения ткани посвящена отдельная статья, с которой можно ознакомиться по ссылке.

Зависимость давления газа от температуры в замкнутом объеме описывается законом Шарля, он же второй закон Гей-Люссака.

Математическое выражение закона предельно простое:
P1/T1 = P2/T2

где:
T1 и T2 – температуры в градусах Кельвина (К);
P1 и P2 – абсолютное давление газа в замкнутом объеме при температурах T1 и T2 соответственно.

Температура в кельвинах получается прибавлением к температуре в градусах Цельсия значения 273. Таким образом, например, температура 27°С будет соответствовать температуре в градусах Кельвина 273+27=300 К.

Значение абсолютного давления находится как сумма атмосферного и избыточного давления в баллоне. Т.е., например, баллон имеет значение избыточного давления 250 мБар. Если атмосферное давление принять равным 1 Бар, то абсолютное давление будет равным 1.250 Бар.

Приступим к расчетам. Предположим, в начальном состоянии лодка имеет избыточное давление в баллонах 0.250 мБар. Температура воздуха в баллонах 27°С.
При охлаждении на 10°С получим абсолютное давление в баллонах:

1.25×290/300 = 1.208 Бар

Таким образом, величина избыточного давления будет составлять 208 мБар.

При нагреве воздуха в баллоне на 10°С получим:

1.25×310/300 = 1.292 Бар, т.е. избыточное давление составит 292 мБар.

Предположим, испытуемая лодка лежит без контроля на берегу под палящим солнцем. При этом температура воздуха в баллоне достигла 57°С.
Легко посчитать, что избыточное давление в баллоне достигнет значения 0.375 мБар.

Является ли такое повышение давления в баллоне недопустимым? С точки зрения прочностных показателей такое увеличение давления не вызовет критичного увеличения натяжения ткани ПВХ. Особенно если учесть приблизительно десятикратный запас прочности (см. материал по ссылке).

Однако если при производстве лодки был допущен брак клеевых соединений или использовался клей, не предназначенный для судостроения, возможно разрушение швов. Лодка взорвется. Формально недобросовестный производитель может сослаться на значительное превышение давления над допустимым значением. Однако это уже вопросы репутации фирмы и защиты прав потребителей, и в рамках данной статьи они не рассматриваются.

Про прочность клеевых соединений, в частности, при нагревании на солнце, можно прочитать в нашей статье.

Подводя итог, можно сказать следующее.

1) В нормальных условиях изменение температуры воздуха в баллоне на 10°С ведет к изменению избыточного давления приблизительно на 42 мБар.

2) Увеличение давления при серьезном нагреве на солнце не является угрозой разрушения качественно изготовленного судна.

3) Что касается клапанов сброса избыточного давления, то, как следует из предыдущего пункта, для качественных изделий они не нужны.

4) При заведомо низком качестве, когда производитель экономит на таком важном компоненте, как клей, ждать установки аварийного клапана не стоит. Это приведет к увеличению себестоимости, и как следствие, потере некоторых конкурентных преимуществ в виде ценового демпинга.

Взято с http://katerlodkamotor.ru
 
Зависимость давления в баллоне лодки ПВХ от температуры: расчеты
Спасибо! Вот только я не понял? Если лодка все время находится на воде, а температура воздуха окружающей среды составляет 35 градусов, повлияет это как нибудь на лодку? Лодка Касатка 365, клапан избыточного давления есть!
 
Зависимость давления в баллоне лодки ПВХ от температуры: расчеты
Формула расчета давления учитывает температуру воздуха внутри баллона. В вашем случае все будет зависеть от того будет ли воздух внутри баллона нагреваться или охлаждаться, если вода холодная например.
 
Зависимость давления в баллоне лодки ПВХ от температуры: расчеты
А где ссылки-то?
Крайний выход провели с семьей целый день на реке, температура воздуха около 45 гр, солнце в зените, на небе ни облачка, вода, как парное молоко. Дно качал изначально 0.35, баллоны - 0.3 по манометру насоса, проверочный показал 0.3 и 0.25 соответственно. Так вот через некоторое время лодки на воде баллоны и дно просились на подкачку!
 
Зависимость давления в баллоне лодки ПВХ от температуры: расчеты
Коллеги. Давно есть простая формула для нашего случая. Гласит она простую штуку. На каждые 8 град. повышения температуры будет повышение давления на 0.1 бар. А уж скоьлко средняя температура воздуха в баллоне -вам/нам решать.
 
Зависимость давления в баллоне лодки ПВХ от температуры: расчеты
А изменение атмосферного давления как влияет на давление в баллоне?
Допустим, накачал лодку при атмосферном давлении 780 мм, а через пару дней давление стало 740.
 
Зависимость давления в баллоне лодки ПВХ от температуры: расчеты
Коллеги. Давно есть простая формула для нашего случая. Гласит она простую штуку. На каждые 8 град. повышения температуры будет повышение давления на 0.1 бар. А уж скоьлко средняя температура воздуха в баллоне -вам/нам решать.

Прочитал темку - СПАСИБО!!!
СРАЗУ ВСПОМНИЛИСЬ СТУДЕНЧЕСКИЕ ВРЕМЕНА, КОГДА ВЫВОДИЛИ ФОРМУЛУ: ГРАММ - ГРАДУС - КОПЕЙКА...
 
Зависимость давления в баллоне лодки ПВХ от температуры: расчеты
Всем добрый день. Неделю назад как обычно проверял лодку НДНД Азимут Everest-405 перед сезоном, утром полностью надул насосом Bravo BTP 12D. Вечером перед тем как сдувать, замерил давление этим же насосом, оно упало на 0,1 бар в каждом отсеке (всего их 4). Думаю, или прокол или из-за температуры. Решил повторить эксперимент, но уже исключить влияние соседних баллонов друг на друга. Вчера провел второй эксперимент, нос не надувал. В 12.00 на солнце манометр показал в боковых баллонах по 0,2 бар, дно 0,25. Через 5 часов в тени в боковых баллонах уже 0,1 бар и 0,15 бар дно. В общем, то же падение давления, но уже за в 2 раза меньшее время. Погода примерно одинаковая оба дня экспериментов. Температура воздуха в тени поменялась за 5 часов не более чем на 3 градуса. Баллоны лодки красные, дно графит. Очевидно, причина в температуре. Не думал, что солнце так влияет на давление в отсеках лодки, лежащей на траве. Потом как-нибудь проведу эксперимент, что будет происходить на воде. Все же обычно вода холоднее земли на солнце.
 
Зависимость давления в баллоне лодки ПВХ от температуры: расчеты
И откуда же такие берутся....,мельчаем.
 
Зависимость давления в баллоне лодки ПВХ от температуры: расчеты
...
Значение абсолютного давления находится как сумма атмосферного и избыточного давления в баллоне. Т.е., например, баллон имеет значение избыточного давления 250 мБар. Если атмосферное давление принять равным 1 Бар, то абсолютное давление будет равным 1.250 Бар.
Как-то не по-русски у них написано. Зачем сюда приплетать атмосферное давление? Оно есть всегда и одно только упоминание о нем приводит к искажению восприятия и усложнению задачи для обычного человека.
Правильнее оперировать одним только избыточным давлением. Это наглядный параметр, именно его мы контролируем на манометре накачивая лодку.
Итак, давление в баллоне 0,25 бар.
Приступим к расчетам. Предположим, в начальном состоянии лодка имеет избыточное давление в баллонах 0.250 мБар. Температура воздуха в баллонах 27°С.
При охлаждении на 10°С получим абсолютное давление в баллонах:

1.25×290/300 = 1.208 Бар

Таким образом, величина избыточного давления будет составлять 208 мБар.
0,25 х 290/300 = 0,2417 бар. Откуда у них взялось 0,208? :hmm:
Разница с исходным давлением 0,25 - 0,2417 = 0,0083 бар. Или 3,3 %.
При нагреве воздуха в баллоне на 10°С получим:

1.25×310/300 = 1.292 Бар, т.е. избыточное давление составит 292 мБар.
0,25 х 310/300 = 0,2583 бар. Опять-таки, откуда взялось 0,292? :hmm: Не могу понять. :pardon:
Разница с исходным давлением 0,2583 - 0,25 = 0,0083 бар. Или 3,3 %.
Предположим, испытуемая лодка лежит без контроля на берегу под палящим солнцем. При этом температура воздуха в баллоне достигла 57°С.
Легко посчитать, что избыточное давление в баллоне достигнет значения 0.375 мБар.
0,25 х 330/300 = 0,275 бар. Ну тут хоть понятно где ошиблись товарищи - первую цифирь после запятой перепутали. :rjach:
Разница с исходным давлением 0,275 - 0,25 = 0,025 бар. Или 10 %.

У автора статьи по математике неуд был, судя по всему.
Кстати, ссылка ваша у меня не открылась.
 
Зависимость давления в баллоне лодки ПВХ от температуры: расчеты
Как-то не по-русски у них написано. Зачем сюда приплетать атмосферное давление? Оно есть всегда и одно только упоминание о нем приводит к искажению восприятия и усложнению задачи для обычного человека.
Правильнее оперировать одним только избыточным давлением. Это наглядный параметр, именно его мы контролируем на манометре накачивая лодку.
Итак, давление в баллоне 0,25 бар.

0,25 х 290/300 = 0,2417 бар. Откуда у них взялось 0,208? :hmm:
Разница с исходным давлением 0,25 - 0,2417 = 0,0083 бар. Или 3,3 %.

0,25 х 310/300 = 0,2583 бар. Опять-таки, откуда взялось 0,292? :hmm: Не могу понять. :pardon:
Разница с исходным давлением 0,2583 - 0,25 = 0,0083 бар. Или 3,3 %.

0,25 х 330/300 = 0,275 бар. Ну тут хоть понятно где ошиблись товарищи - первую цифирь после запятой перепутали. :rjach:
Разница с исходным давлением 0,275 - 0,25 = 0,025 бар. Или 10 %.

У автора статьи по математике неуд был, судя по всему.
Кстати, ссылка ваша у меня не открылась.
У вас походу по физике неуд был. Там четко написано, по закону Шарля, все формулы есть (+Гугл в помощь). 1 бар это атмосферное давление и без него расчет неверен! Его нужно сложить с относительным давлением. Перед тем как выдумывать свои «расчеты» удосужьтесь их проверить.
 
Зависимость давления в баллоне лодки ПВХ от температуры: расчеты
Всем привет. А сейчас уже калькулятор в интернете появился на алкальк.ру я по нему прикинул и понял. Солнцем лодку не убить. А вот полностью черную лодку или черное дно можно нагреть градусов до 60-65 что уже близко наверно к температуре размягчения клея. Однако температуры размягчения клея япока не нашел. Может кто поделится ссылкой на характеристики клеев?
Я просто собираюсь лодку на прицепе хранить. Надо понять, подсдувать или нет.
Если оценивать только давление то выше чем на 0.05 оно из-за нагрева не поднимется, что ерунда.
А если клей поползет тогда проблема.
Хотя если включить инженерное мышление клей должен держать градусов до 70 -75. Но это не точно.
Хотя по моему я себе чушь придумал.
С другой стороны лопнувшие лодки в интернете появляются... Откуда - непонятно, но появляются?!
В общем нужны характеристики популярных клеев.
 
Зависимость давления в баллоне лодки ПВХ от температуры: расчеты
А вот полностью черную лодку или черное дно можно нагреть градусов до 60-65 что уже близко наверно к температуре размягчения клея.

Я просто собираюсь лодку на прицепе хранить. Надо понять, подсдувать или нет.
Если оценивать только давление то выше чем на 0.05 оно из-за нагрева не поднимется, что ерунда.
А если клей поползет тогда проблема.
Суть в том что черными на лодке могут быть еще и фурнитура, ручки, уключины, держатель транцевой доски, концевые конуса. И эти элементы греются хоть стравливай давление в баллонах, хоть нет. Под ними клей может поплыть, что на моей лодке когда то и случилось.
 
Зависимость давления в баллоне лодки ПВХ от температуры: расчеты
Всем привет. А сейчас уже калькулятор в интернете появился на алкальк.ру я по нему прикинул и понял. Солнцем лодку не убить. А вот полностью черную лодку или черное дно можно нагреть градусов до 60-65 что уже близко наверно к температуре размягчения клея. Однако температуры размягчения клея япока не нашел. Может кто поделится ссылкой на характеристики клеев?
Я просто собираюсь лодку на прицепе хранить. Надо понять, подсдувать или нет.
Если оценивать только давление то выше чем на 0.05 оно из-за нагрева не поднимется, что ерунда.
А если клей поползет тогда проблема.
Хотя если включить инженерное мышление клей должен держать градусов до 70 -75. Но это не точно.
Хотя по моему я себе чушь придумал.
С другой стороны лопнувшие лодки в интернете появляются... Откуда - непонятно, но появляются?!
В общем нужны характеристики популярных клеев.
Тент с отражающей поверхностью или просто светлый и нет проблемы .
 
Зависимость давления в баллоне лодки ПВХ от температуры: расчеты
Всем привет. А сейчас уже калькулятор в интернете появился на алкальк.ру я по нему прикинул и понял. Солнцем лодку не убить. А вот полностью черную лодку или черное дно можно нагреть градусов до 60-65 что уже близко наверно к температуре размягчения клея. Однако температуры размягчения клея япока не нашел. Может кто поделится ссылкой на характеристики клеев?
Я просто собираюсь лодку на прицепе хранить. Надо понять, подсдувать или нет.
Если оценивать только давление то выше чем на 0.05 оно из-за нагрева не поднимется, что ерунда.
А если клей поползет тогда проблема.
Хотя если включить инженерное мышление клей должен держать градусов до 70 -75. Но это не точно.
Хотя по моему я себе чушь придумал.
С другой стороны лопнувшие лодки в интернете появляются... Откуда - непонятно, но появляются?!
В общем нужны характеристики популярных клеев.
Подсдувать есть смысл. Так как клей "ползет" если некачественно приготовлен. Из личного опыта скажу, что есть хорошие стравливающие клапана. Есть производители, которые не экономят на десмодуре. Но все равно, лучше перебдеть, чем недобдеть. Хотя у меня из большого количества лодок, только на одной под отклеивалась слегка фурнитура. А так бог уберег.
В общем характеристики клеев ничего не дадут, все производители доводят его под себя, если можно так сказать. Лично видел как у Мастера лодок выносили на солнышко НДНД отдельно от лодки и оставляли на весь день. Проверяли все, от качества своего клея, до рук клейщиков и адгезии слоев ткани.
 

Сейчас смотрят

Назад
Вверх