Легенды гласят, что одно из самых крупных разинских сокровищ спрятано в рукотворном кургане у села Песковатка в нынешнем Городищенском районе. Говорят, незадолго до своей смерти пригнал Степан Разин по «полой воде» к Песковатке струг, доверху груженный серебром и золотом. А когда высокая вода ушла, засыпал этот струг с помощью друзей-разбойников землей. Для того чтобы приметить место, Разин собственноручно посадил на сотворенном им кургане вербу. Однако вскоре лихого атамана поймали, его товарищей перебили, так что некому было указать царским сыщикам точное место «вербного клада», а сам Разин ни под какими пытками место это не выдал. С тех пор и местные жители, и приезжие охочие люди перерыли немало песковатских курганов, порубили немало верб, но заветной разинской так и не нашли.
Согласно легендам, Разин, которого при жизни многие современники считали колдуном, после смерти, обернувшись призраком, ходил по земле, в местах своих былых походов, и охранял спрятанные им клады, до смерти пугая охотников до атаманского золота. Так, например, в числе кладов, оставленных в волжской земле Степаном Разиным, легенды называют «шатрашанский» клад. Он, согласно преданиям, был зарыт «царем донских разбойников» в селе Шатрашаны бывшей Симбирской губернии. По слухам, уже после казни Разина один из волжских бурлаков повстречал его призрак в месте, где вроде бы атаман и зарыл шатрашанский клад. Насмерть перепуганный бурлак после этого зарекся ходить по «кладовым местам».
О страсти Стеньки Разина к сокрытию награбленных сокровищ в холмах, курганах и буграх свидетельствуют и другие легенды. Согласно одной из них, атаман имел привычку закапывать горшки с золотом в высоких буграх на правом берегу Волги, особенно в ее среднем течении. Эти горшки, как говорят, «разбросаны» по волжскому берегу на территории нынешних Астраханской, Волгоградской, Саратовской и Самарской областей. Более других «горшковых» мест известен Стенькин бугор, который располагается у деревни Банновки в Саратовской области. Примечательно, что этот бугор находится между устьем реки Большой Еруслан и селом Золотое. Говорят, что название села тоже было выбрано не случайно?
«Бугорная» логика Разина была вполне здравой: далеко не всегда удача благоволила разбойникам, особенно если нарывались лихие люди на струги со стрельцами. Спрятанные на «черный день» атаманом в береговые бугры горшки с золотом и серебром становились ресурсом выживания разинской «бригады» в такие неудачные периоды. Сколько закопанных «про запас» горшков покоится до сих пор в волжских береговых холмах, точно не может сказать никто.
Из других кладовых мест Стеньки Разина, которые тревожат до сих пор умы и сердца охотников за разбойничьими копями, чаще всего называют «Стенькину тюрьму» – ущелье, расположенное километрах в десяти-двенадцати от бывшей слободы Даниловки (ныне один из райцентров Волгоградской области), а также Стенькин утес и Ураков бугор, которые находятся чуть выше города Камышина. Согласно легендам, именно в этих местах зарыта большая часть золота и драгоценностей, награбленных Разиным у царицынских купцов и представителей царского двора, некстати повстречавшихся на пути разбойников. По слухам, под Камышином следует искать и легендарный «Атаманский глаз» – невероятной красоты и размеров алмаз, захваченный Разиным во время персидского похода.
Впрочем, не обижен легендами о сокровищах Разина и Волгоград. В 1914 году, неподалеку от царицынской церкви Святой Троицы, внезапно провалилась земля. В провале горожане обнаружили несколько скелетов и гробов. Как потом оказалось, это было начало подземного хода, по которому разбойники Разина передвигались к городской пристани, на которой атаман разгружал сокровища, награбленные у местных купцов. Попытка пройти по подземному ходу не увенчалась успехом: земля продолжала обваливаться, и желающих рискнуть жизнью ради сокровищ не нашлось.