УРАГАН.
УРАГАН.
- Не желаешь съездить на рыбалку, на Маркеловское место? Он только вчера оттуда вернулся. Почти неделю на косе жил. Язь пошел. Так Маркел столько рыбы наловил, что теперь может целый год дома сидеть. И засоленной, и свежей рыбы привез. Один язь ловился. Весь от килограмма до двух весом. Представляешь? Поехали. Не раздумывай. Денька два порыбачим, зато рыбой своих обеспечим. Девчонки твои довольные будут, на всю зиму насушим.
Знал, на какую мозоль мне давить. После рыбалки я часть рыбы обязательно сушил для них. И дочки, как только она высыхала, кроме нее больше ничего не ели. Утром, еще толком не проснувшись, они как зомби шли на балкон за рыбой. С нее день начинали, и ей же заканчивали. Пока всю рыбу не уничтожат.
Спросил у Шурика про отъезд. Он предложил ехать через день, под вечер. На берегу переночуем, а с утра начнем рыбачить. День половим, еще одну ночку там проведем. А после обеда оттуда уедем. График неплохой. Подготовиться успеем. Две ночи там. Полтора дня рыбалки и вечером уже дома. Согласился. Стали готовиться. В мою обязанность входило напарить больше гороха и приготовить смесь для «бомб». Шурик поехал за червями и за глиной. Там ее нет. Приходилось возить с собой. Все, собрав, к вечеру мы уехали. По дороге, поглядывая на небо, Шурику говорю, что может, будет дождь. Он не верит, небо то чистое. Я опять:
- Погляди на небо внимательней. Облака тянутся узкими полосами. Шурик, я серьезно говорю, будет дождь. Может даже и ливень. Слишком долго жара стояла. Не к добру идут такие облака.
- Что ты дергаешься раньше времени. Пусть себе идут. Рыба клевать лучше будет.
По радио нашли местную волну. Передают ливневые дожди со шквалистым ветром. Что-что, а погоду я научился определять. Вскоре свернули с трассы, по грунтовке пропылили мимо деревни. И с километр еще тряслись по узкой лесной дороге. Она, петляя между деревьев, вела к реке.
Вот и Маркеловское место. Из леса, съехав с пригорка, оказываемся на узкой длинной косе. Вокруг нас лес. На другой стороне тоже. Под деревьями устроен навес, где ночевал Маркел. Вещи выгрузили под него, рядом машину поставили.
А я все на небо поглядываю. Ну не нравится оно мне. Как бы беда не пришла. Но раз уж приехали, то надо хоть немного порыбачить. На уху рыбы наловить. «Пробомбили» места для рыбалки. Переоделись, удилища в руки и в воду.
Глубина для ловли хорошая, метра 2-2,5 будет. Начали вести проводки. После нескольких прогонов последовала поклевка. Поплавок резко ушел в сторону в глубину. Подсек. По сопротивлению чувствую, язь попал не менее килограмма. Подтянул его ближе и закувыркался первый красавец на поверхности. Спина черная, бока белые. Нижние плавники яркие, красные. И хвост. Черный с малиновым оттенком, словно его подсветили снизу. Красивая рыба. Завел в подсак и он мой.
Снова веду проводки. Минут через 20 опять поклевка. Еще один боец-красавец, сопротивляясь, закувыркался по воде. Шурик стоит, чертыхается. Ловит на червя. Леща захотел поймать. Но вместо него, то окунишку, то ершишку вытащит. Немного половив, вышли на берег. Нужно ночлег обустраивать. Натаскали дров из лесу, костер разожгли. Я принялся уху готовить. Шурик вещи под навесом разбирает. Поели и спать.
Лежу и на небо поглядываю. Его все сильнее стало затягивать тучами. С утра жди дождя. Но накрапывать стало уже ночью. Словно горохом сыпанет по навесу и тишина. Сыпнет и опять тихо.
С утра все небо закрыло тучами. Зову брата домой. Говорю, что рыбалки не будет. Он не верит. Говорит, что когда Маркел был, дождь тоже шел. А он вон, сколько рыбы притащил. И мы привезем. Пошли в воду. С утра рыба еще шла, но уже к обеду клев стал угасать. Смотрю на воду, и все кажется мне, что она медленно, но стала прибывать. Показал брату. Тот:
- Да не может такого быть. Дождя - то почти нет. Тебе это от страха мерещится.
«Бомбим». Проводка за проводкой идет. Редкий раз поклевка. Снова «бомбы» полетели. Нет язя. Изредка мелочевка попадает. Ближе к вечеру вышли на берег отдохнуть. Смотрим, местный пастух к нам подходит:
- Ребята, вы с ночевьем сюда приехали?
- Да. Завтра после обеда уедем домой.
- Я сейчас транзистор слушал. Недалече ураган был. Как бы сюда не пришел. Вы свою машину пока поставьте в просеке на пригорок. Надежней будет. У нас река дурная. Не успеете оглянуться, как вода поднимется. Беды много может натворить. Думайте сами. Я вас предупредил.
Немного еще посидев с нами, пастух ушел. Решаем, что делать. Без рыбы не хотелось домой ехать. Рискнули еще на одну ночь остаться. По воде тишь, только щука словно взбесилась. Мелочь гоняла. Вечер только наступил, а вокруг все темнее и темнее становилось. Ветра нет, но облака наплывают, закрывая окрестности какой-то хмарью. Слышно стало, как где-то вдалеке раздавался гром.
На всякий случай загнали машину в просеку на пригорок. Сами вернулись. Быстро поели и под навес ушли. Тишина такая, что в ушах звенело. Ни птиц, ни кузнечиков не слышно. Темно стало, будто ночь опустилась на землю.
Где-то вдали раздался сильный громовой удар. Словно камни, перекатывая, он, приближался к нам. Все чаще и чаще гремело кругом, усиливаясь с каждым разом. Молнии засверкали, освещая все ярко-белым светом. Вдалеке послышался громкий гул, с каждой секундой становясь, все сильнее. Словно огромный поезд мчался на нас. И тут произошло столкновение.
Сплошная стена воды и ветра обрушилась на нас. Крышу навеса, будто пушинку, сорвало и унесло. Деревья не шумели, а стонали под натиском бури. В лица нам полетели песок и обломанные ветви. Стена ливня становилась все плотней. Ветер, усиливаясь, гнул деревья к земле. И тут же рухнуло первое дерево, не выдержав напора стихии. Чуть погодя и второе, жалобно заскрипев, переломилось.
Брат сквозь ветер кричит, что надо машину из просеки угонять. Иначе мы потом оттуда не выберемся. Все бросили на стоянке и, согнувшись, побежали к машине. Брат прыгнул за руль, я стал толкать ее сзади. Десять метров проехали - сзади рухнуло дерево.
В свете фар и ярких молний было заметно, как гнулись стволы от дикого ветра. Крупные ветви, не выдержав, ломались, падая на дорогу. Машину юзом таскало во все стороны. В кровь, сдирая руки, колени я сзади старался удержать ее в колее. Сколько времени мы ее выталкивали, не знаю. Казалось, что конца нет этой просеке.
Последние метры машина шла по сломанным ветвям, устилавшие всю землю. Вытолкнули ее, и перед нами метров за 50 от удара молнии свечой вспыхнуло одиноко стоящее дерево.
Весь ободранный я запрыгнул в машину. Брат, словно черепаха, медленно повел ее к проселочной дороге. Сидим, а снаружи гул стоит. Свет фонарей тонул в стене ливня. Лишь частые молнии прорезали его. И гром канонадой разносился по округе. Изредка было видно, как мимо машины проносило обломанные ветки и охапки сорванной листвы.
Про вещи, что остались на берегу, мы тогда не думали. Лишь бы самим уцелеть в таком урагане. Светало, когда буря начала стихать. Молнии все реже освещали темное от туч небо. Раскаты грома, удаляясь, становились тише. Ливень постепенно перешел в мелкий и частый дождь.
Закрыв машину, пошли к стоянке. Все еще дымилось сгоревшее от молнии дерево. Вся просека была завалена сучьями и сломанными деревьями. Перелезая через них, мы вышли на край просеки.
Косы перед нами не было. Как и стоянки с нашими вещами. Под ногами с шумом закручиваясь в водовороты, неслась грязная вода. Таща за собой мусор, какие-то обломки, сваленные деревья.
Правильно пастух сказал, что надо ждать беду. Все, что у нас было, пропало. Постояли, поглядели молча. Говорить было не о чем. Повернулись и пошли назад к машине. Нужно ехать домой, нас, наверное, уже все потеряли.
Мимо деревни проезжаем - глядеть страшно. Повалены заборы. Местами на домах сорваны крыши. Столбы валяются с оборванными проводами, деревья. На огородах все с землей перемешало. Сено разметало во все стороны. Люди уже копошились в своих дворах. Подбирая уцелевшие вещи, укрепляя упавшие заборы, они трудились, не покладая рук.
Видно было, что большой урон нанес ураган. Длился одну ночь, а восстанавливать после него потери, не знай, сколько времени и сил потребуется. А моральный ущерб, нанесенный жителям, никто не сможет подсчитать.
Надолго этот ураган запомнят люди. Когда он словно зверь набросился на округу. Круша и перемешивая все подряд, что попадало ему на пути. Ураган - это непредсказуемая стихия. И что он может натворить и в каких масштабах, не знает никто.