К
клюёт
гость
Техника, Палька-Малька и другое...
Техника
- Эти «Жигули», чем думают, я не знаю…!
Фрунзик Мкртчан
- Как же это вы, ребята, без гравицаппы пепелац выкатываете из гаража? Это не порядок…
- У нас была гравицаппа, но когда мы сюда прилетели - её свистнули…
Вл. Ник. Машков и Господин Уэф
К/ф «Кин-дза-дза»
Вот еще одно начало того конца, которым заканчивается начало.
Были вопросы по технике - есть повод ответить. Договоримся сразу: то, что будет изложено ниже – только точка зрения, но приняв её и поняв, возможно Вам будет несколько легче жить, если Вы до сих пор, не смотря на преклонный возраст, не можете себе позволить даже недорогую (в каком – то смысле…) иномарку.
Или наоборот, по идеологическим и техническим соображениям, сознательно выезжаете «в поле» только на автомобилях НАШИХ. В этом случае знайте – Вы совсем не одиноки в своей трагической любви к отечественной технике.
Сначала (пара слов…) о политике и государстве (…не при детях будет сказано…). Не удивляйтесь. Речь моя будет не о политиках (…и не приведи, Господь…), а именно о политике. О политике государства к своим гражданам, то есть к своему государству и о государстве, как таковом.
Думается, что именно государство должно обеспечивать своим гражданам такие условия при которых, с одной стороны, оно могло бы спокойно собирать с них налоги, а с другой давать возможность чувствовать себя защищённым от недоброкачественной продукции других государств, хотя бы с целью собирать налоги в свои житницы, а не отпускать деньги за границу. Тут у нас явные проблемы. То есть совершенно явные. Уже даже ребенку понятно, что импортное лучше доморощенного. Хотя это далеко не всегда так. Разбираться в этом клубке надо, но не у всех есть на это достаточное количество времени, желание и всё необходимое для объективного анализа.
Сэкономим Ваше время, выполнив работу за государство.
Чтобы во всём верно разобраться (а мы начали разговор о технике…) надо отделить: 1. Правду от вымысла; 2. Зёрна от плевел; 3. Рекламу от реальности.
Вообще у нас в стране, да и не только у нас, человек больше всего боится выглядеть дураком. Вот производители и пользуются. – Чё не видишь? Все нормальные рыболовы на рыбалку гоняют на джипах…Не будь идиотом – бери кредит, покупай…. А тут и банк как раз рядышком пристроился… и чтобы идиотом не быть, ты начинаешь соглашаться (подписывая документы у излишне прилизанных, и скрывающих раздражение от твоей непонятливости – чё куда вносить и где касса…менеджеров…) кормить не только концерн - производитель, желаемого автомобильного аппарата, но и банковских работников…??? Тут многие полагают, что банки дают нам деньги на наши покупки, а не наоборот… Так вот именно НАОБОРОТ. Мы отдаём СВОИ подкожные деньги банкам, чтобы они богатели и пухли. На Руси спокон веков самым неуважаемым делом было ростовщичество, а сейчас почему – то не так. Почему – то убедили нас, что жить в кредит – хорошо, что, дескать, весь мир так живёт… Реклама оказывается сильнее здравого смысла в 60% случаев – 60% населения уже имеют финансовые отношения с кредитными организациями. И процент растёт. «Маразм крепчал и косил наши ряды…»
Нет, не то чтобы совершенно нельзя доверять «честным и высококвалифицированным» работникам автомобилестроения и «понятливым и внимательным» работникам банков… я не об этом… я о том, что они и сами бывают в заблуждении, относительно продукции и услуг ими производимыми и продаваемыми. Я о том, также, что декларируя, высокое качество своей техники, производители автомобилей имеют намерение продать своих автомобилей больше, а не сделать автомобиль кардинально лучше.
Так уж вышло, что я рассматриваю мир, всю свою сознательную жизнь, через какое – то стекло, и видно мне отчего – то совсем не то, что видят многие. Это не смешно, это больно… очень больно… Вот видно мне, что хороший автомобиль, это такой автомобиль на котором Вы наиболее уверенно доберётесь из одной точки в другую. То есть не через фирменноё СТО, а именно туда, куда Вам нужно… Это хороший автомобиль. С этим никто не поспорит. И считаю я почему – то не так, как все. Я считаю время. Время жизни. Оно ограничено, вот о чём надо помнить. Mementе more – помни о смерти. По семь жизней никому не отмеряно. Так вот. Вы тратите своё время жизни на то, чтобы заработать на дорогую (хорошую) машину. После покупки Вы тратите время жизни (зарабатывая средства…) на то, чтобы эту хорошую машину кормить лучшим бензином и маслом, делать ей ТО, своевременно заменять плохие детали и узлы на хорошие… Но от всех Ваших действий расстояние между пунктами не увеличивается (и уж точно - не уменьшаются…) и Вы с одинаковым успехом накатываете те же 200 километров в день теперь на своей дорогой машине, но каждый километр обходится Вам значительно дороже. Дороже не по деньгам – по времени, времени жизни. Некоторые производители это очень хорошо понимают. Понимают они, что Ваше время ограниченно, и что взять с Вас что - то можно только с живых. Они это понимают верно. Только с живых. Им надо успеть. И они успевают за отмерянное Вам время жизни собрать с Вас мзду во всех видах.
Если бы к недорогой машине отношение было бы такое же, как к дорогой, то уверенности в её возможностях у Вас бы не возникало.
Утверждения, что на дорогой машине Вы быстрее и увереннее куда – то доберётесь, как минимум – не серьёзно. Вы подсчитайте не то время, которое Вы уже тратите на свою машину, но и то, что отработали и отрабатываете чтобы удержать машину в рабочем состоянии. Переведите не время в деньги, а наоборот. Деньги во время. Если мыслить так, то Вам будет всегда хватать и того и другого. Хватать на счастье общения с близкими, на отдых, на жизнь. Жизнь полноценную, лишённую желания быть обманутым.
Есть и еще одни аргумент в мою пользу: что – то не так уж много машин, вне зависимости от происхождения, которые уверенно ездят больше двадцати лет. Факт? Факт! Значит, начальная цена не имеет значения. Еще никто не придумал, как обмануть природу и избавиться от силы притяжения, силы трения и коррозии.
Убедить можно во всём, но стоит ли доверять тому, что сомнительно изначально. Сомнительно по определению, сомнительно, потому, что живём мы все на одной планете с одними и теми же физическими свойствами во главе…
Ну, например: вот говорит реклама, что самой безопасной машиной года является машина … ну назовём ёё «NonameCar»… это свойство подтверждено всеми возможными и невозможными краш – тестами и это похоже на правду. НО! Прекрасно понятно маркетологам этого производителя, что Вы попав в жуткую «свалочную» аварию и умерев в ней, причем оттого, что не смогли выбраться в пожаре из-под несдувающегося мешка безопасности – никому об этом не расскажете. А вот если наоборот – выживите, то будьте – нате – будете всю свою оставшуюся жизнь покупать только машины «NonameCar» и настойчиво заставлять делать то же самое Ваших близких друзей и неблизких знакомых. Вот она реклама в идеале! Человек, как говорящий и думающий рекламоноситель…И прибыль – на лицо! Это не банальщина, Ваша жизнь куплена, а Вы обмануты, перепутав промысел Божий с промыслом человеческим и выплачивая промыслу человеческому дивиденды за то, что Вам и так дано...
Господа, ну давайте подумаем, если Вам так уж дорога Ваша жизнь, то может быть не тратить деньги на «самую безопасную машину», а выбрать менее безопасный вид транспорта для перемещений?! Ваша безопасность – это Ваша голова, а не «кузовные навороты». Самое интересное, что все бабушки и дедушки нам всем это говорили, немного как-будто не об этом, но говорили: - Не торопись! Всё будет!..
Забыли? А надо бы вспомнить…Ведь правду-матку рубили с плеча наши дедушки с бабушками – НЕ ТОРОПИСЬ! ВСЁ БУДЕТ! Из поколения в поколение передаются эти слова во всех семьях (больше, чем уверен…). Но поколения детей и внуков остаются глухими по сей день, хотя сами своим детям и внукам говорят точно также: - НЕ ТОРОПИСЬ! ВСЁ БУДЕТ!… Нет ничего нового под солнцем. Вот он и есть – главный конфликт отцов и детей. Мир проходит мимо нашей, отметившейся во всех поколениях мудрости, собирая с нас деньги и жизни, посевая разруху и смерть. Вот же оно – ПОПРИЩЕ человеково…
При всех своих недостатках социалистическая система давала некоторые преимущества своим гражданам – она давала образовательные программы, которые могли дать возможность своим адептам (буде таковые были готовы получать знания и использовать оные…) разобраться самостоятельно: что такое хорошо и что такое плохо. Этих знаний вполне хватало бы. Всё – таки были и в те времена порядочные люди. У наших внуков и детей эту возможность будут отнимать всеми возможными средствами. Государственной системе не нужны думающие и понимающие основы, члены общества.
Ну, давайте вспомним: двигатель внутреннего сгорания. Повзрослевшие до седин мальчики должны помнить. В – общем – то из определения следует, что что – то сгорает внутри…Очень верное, лаконичное и точное название. Двигатель внутреннего сгорания. Ничего не отнять и не прибавить.
А мы нынче начинаем верить, доверяясь зачем-то незнакомым рекламистам и пиарщикам, что как будто какие – то новые двигатели появились, так ведь нет! Даже на самом «обвешанном» движке сгорание не стало внешним… И если машина кушает бензин (ну или солярку…), то на экологию (и на Ваш кошелёк…) это будет влиять…чем больше бензина, тем больше вреда…(и тем тоньше кошелёк…). И колёс на машинах не стало больше или меньше…И руль остался круглым. Ничего кардинально не изменилось, кроме цены. Все же функциональные навороты характер имеют скорее временный или экспериментальный, нежели действительно функциональный. От того, что окна в Вашей машине открываются кнопочкой, машина не станет лучше проветриваться и уж тем более не станет в ней светлее…в стекле – то тоже нового мало…даже в тонированном… копните историю стекла – всё станет ясно.
Ну - да не о «наворотах и фарше» речь. Купили иномарку – гоняйте. Никто не против. Поскольку большинство выезжает в глубокие леса не часто, то страшного в этом нет ничего, тем более, что стоять на пути прогресса (есть такое ничего не значащее слово…прогресс… он и сто лет назад был «прогресс» и двести, и тысячу, а той техники, что ныне тогда и в помине не было…) я не собираюсь. А вот ежели кому, действительно очень хочется «поковыряться» где-то, где еще не оставляли следы автомобилисты, то тут надо задуматься. Чтобы задумываться было проще, автомобилестроители изобрели термин «ремонтопригодность». Сам – то термин неплохой, понятный, но, с моей точки зрения, не отражает сути и нужды. Понятно, что если Вы в состоянии подшаманить свою «колымагу» в условиях полевых или даже боевых – то это - хорошо. Но этого совсем не достаточно в определённых ситуациях.
Вот чтобы с этими, нештатными, ситуациями разобраться, надо вводить термин «выживаемость», но имеющий отношение не только к технике, а ко всему комплексу возможных осложнений, включая погоду, «воруют…», человеческий фактор и различный уровень технической подготовки участников.
ВЫЖИВАЕМОСТЬ – комплекс условий и требований к технике, комплектации, экипировке, знаниям, умениям, навыкам и психологической совместимости (!!!) всего экипажа, инструментарию и базе необходимых запчастей, обеспечивающий минимальное влияние на опасность для жизни и здоровья, большинства факторов, которые невозможно предусмотреть или предвидеть. Так вот.
С таким термином – КУДА ХОШЬ ЕХАЙ!
САМОЕ СТРАШНОЕ ЭТО НЕ ПОПАСТЬ В СЛОЖНУЮ СИТУАЦИЮ, А НЕ ИМЕТЬ ВОЗМОЖНОСТИ С НЕЙ СПРАВИТЬСЯ!
Вот тут – то и начинает выходить, что своя, доморощенная, корявая, неуклюжая, неуютно сквозящая, шумная, подтекающая, ломающаяся, угловатая, неудобная, дурно пахнущая, неровно окрашенная и местами ржавая машина не просто превосходит всё «доведённое до совершенства» импортное «машиньё», а превосходит кратно разнице в цене между тем и этим…Ну или уже во всяком случае - не уступает…Нет, всё – таки превосходит…
Факты и выводы.
Внедорожник должен быть наиболее лёгким. Если Вы в состоянии в одиночку «достать» свою машину домкратом или жердью из любой ямины и выставить её «на четыре опоры» - то это очень хорошо. Выживаемость – на высоте.
Если Ваша машина умеет «кушать» любую горючую смесь (не всегда конечно, а только в безвыходных ситуациях…), то это хорошо. Выживаемость – на высоте.
Если у Вашей машины низкооборотистый движок, к тому же «тяговитый на низах» (обеспечивающий большой крутящий момент на низких, близких к холостым, оборотах…), то это очень хорошо. Выживаемость – на высоте.
Если в Вашей машине минимальное количество электрозависимых функциональных агрегатов (например, бензонасос должен быть механическим…), то это очень хорошо. Выживаемость - на высоте.
Если у Вашей машины максимально возможный клиренс, больше «воздуха» под днищем и большие углы преодоления препятствий, то это хорошо. Выживаемость – на высоте.
Если у Вашей машины достаточное количество крепких проушин для крепления буксировочного троса, то это хорошо. Выживаемость - на высоте.
Если в Вашей машине ВСЕГДА ЕСТЬ топор, лопата, фал, трос, «запаска», камера, пила, молоток, проволока разных диаметров, разнообразные гайки, шайбы и болты, предохранители, лампочки, полный набор слесарного инструмента, включая напильники, зубило, пара шаровых опор (даже старых, но годных - типа «забыл выложить»…), сепаратор внешнего ШРУСа с пыльником или ШРУС в сборе, запас бензина – «выезжальный», фонарик, «переноска», масло, резина, чайник, чай, соль, крупа, карамельки, сухари, банка тушёнки, ремкомплекты на «навесное», бензопровод, изолента, скотч, «тормозуха», паяльная лампа, одеяло, болотные сапоги (летом), валенки (зимой), запас тёплой сухой одежды, аптечка с общими и индивидуальными медикаментами, перевязочный материал, рабочие рукавицы, тряпка, нож, ложка, кружка, тосол, литол или другая густая смазка, свечи зажигания, «бегунок», катушка, «щётки» для генератора, пара старых длинных «бронепроводов», два домкрата, верёвочки (разные), таль, рюкзачок или сумка, «кривой стартер», самопальная «противоугонка - хитрушка», экипаж понимающий «что, как и когда надо делать» и бутылка «Водки» (как «жидкая валюта» или «для сугреву»), то можете смело отправляться, куда Вам заблагорассудится… Вы почти в безопасности… И Ваша машина – лучшая из всех!
Это о том, что является действительно важным для Вашей выживаемости. А теперь попробую слегка Вас разочаровать в том, к чему мы уже все привыкли, но что может не являться нужным или вообще хорошим для выживаемости.
Инжектор, при всех своих достоинствах (меньший расход, лучшая приёмистость, более чистый выхлоп) всё – таки, для города, а не для перемещений по тяжелому бездорожью или просто вдалеке от цивилизации. Связано это с большей его прихотливостью к октановому числу бензинов и к их чистоте, наличием большого количества электроники (а вся она боится влаги и уж тем более откровенных «ныряний по ноздри»…), необходимостью периодического обслуживания и прочими «тонкостями».
Синтетическое масло. Если Вы знакомы с устройством двигателя хорошо, то Вам наверняка ясно, что самым плохим для него является отсутствие масла или его недостаточный уровень, а отнюдь не качество. Меня всегда удивляло: как – так? Народ льёт в движок крутейшую синтетику и через 100 000 км пробега делает капитальный ремонт… А вот другой народ льёт масло марки «Чё Прийдётся» (в простонародье так и называется ЧП) или его синтезированный аналог ЧЕ – «Чё Есть» и капитального ремонта не делает или делает – не важно…Машина просто так же ездит…
Моющие свойства маслу почти не нужны. В этом смысле главным для долгой службы двигателя надо считать наличие или отсутствие абразивных частиц в масле. Это лечится просто. Понятно, что абразивы, в основной своей массе, берутся не откуда – то извне, а из самого двигателя, то есть это частицы металла образующиеся при трении поверхностей, которых в двигателе предостаточно. Мораль – на масляный фильтр цепляем «круглый магнит» от любого динамика и все абразивные частицы, могущие причинить вред, оседают на внутренней стенке фильтра под магнитом. Это старое изобретение московских умельцев с кандидатскими и докторскими научными степенями. Только вместо «круглого магнита» они делали на масляный фильтр магнитный хомут, чем серьёзно разочаровали производителей масел и фильтров. Дело в серию не пошло…Причина проста: не выгодно производителям масел и фильтров, чтобы масел и фильтров покупалось меньше.
Мало того!
Реклама говорит нам: - Масло «Лучше всех» - гарантия продолжительной работы двигателя!
Но если вдуматься, то те же моющие свойства масла «Лучше всех» лучше всех смывают абразивы со стенок движка и большая их часть крутиться вместе с маслом ушатывая поршневую, распредвал с постелью, маслонасос и вообще всё с чем соприкасается. Ошибка?! Нет, точный расчёт! Если Вы прокатаетесь на этом масле много сезонов – движок потребует капиталки (а когда - нибудь он всё равно потребует капиталки…), и Вы будет говорить следующее: - «Проехал много тысяч километров на масле «Лучше всех»!»… А кто проверит, хорошо это было движку или плохо… А если бы Вы ездили на другом масле? Никто уже не проверит. Невозможно. Ресурс двигателя (отечественного…) почти не находится в зависимости от качества масла. Конечно, есть зимние масла с нужными коэффициентами вязкости – заводить лучше и движку – легче, но есть и старый – добрый способ, которым раньше пользовались ВОДИЛЫ (именно с уважением употребляю я это слово…) в трескучие морозы – стакан бензина в масло с вечера, сразу после того, как поставили машину на ночь…Естественно, что постоянно так поступать не стоит, но в определённых, критических ситуациях – можно…
Страшнее для движка – критические параметры эксплуатации, повышенные оборотные режимы, постоянное превышение нагрузок «на низах» и пр. Лень вовремя переключиться на пониженную передачу – движку хуже, лень вовремя переключиться на повышенную передачу – движку хуже. Так с чем надо бороться? И как? И не говорите: - «На курсах нас этому не учили!» Вас учили именно этому, но всё что касается устройства Вы постарались или не учить или забыть или просто не вдумывались…Теперь уже не суть важно.
Далее. Любой нештатный «наворот» может (хотя и не всегда…) очень нехорошо повлиять на выживаемость. Как? Легко! Увеличили заменой дисков с «резиной» ширину колеи и дорожный просвет, не поменяв при этом манеру езды – жди общей аварийноопасной потери управляемости и проблем с трансмиссией. Поставили дополнительное электрооборудование для удобства эксплуатации автомобиля – увеличилась вероятность короткого замыкания в проводке или какая – нибудь другая не менее гадкая вероятность, особенно, если установка была неквалифицированной. А с квалифицированной установкой у нас - проблемы. Никто не пуститься для Вас считать - выдержит Ваша проводка усилитель или электростеклоподъёмники или не выдержит. Не потому, что лень даже, а в – основном потому, что мало кто это умеет делать. Все ставят - и ничего! Если что – сгорело или сломалось в городе, то это – неприятность, а если в глубоком лесу – то это может быть смерть… И заметьте, смерть за Ваши деньги… Не обидно?
- Что это было, господин Шухарт?
- Смерть это была.
Аркадий Натанович
и Борис Натанович
Стругацкие
«Пикник на обочине» 1971 г.
Та же самая штука со всеми комплектующими: ремнями, цепями, пыльниками, звёздочками, шестернями, хомутами, шлангами, жидкостями, подшипниками – лучше «родного» нет ничего. Вот, конечно, остаётся проблема с «родным» качеством, но при определённом опыте и она снимается. Можно отличить хорошее от плохого, но не в магазине, а с помощью людей, который действительно серьёзно разбираются в этом.
Многие полагают, что многое в нашей технике сделано «не по уму», а на самом деле – нужно просто задуматься и станет ясным, что именно многое сделано «по уму», а остальное – не влияет на выживаемость, просто многим не хватает специальных знаний, опыта или времени, чтобы это понять…
Если начать подводить итоги всему вышеописанному, то неясным останется только вопрос или скорее даже не вопрос, а восклицание: но ведь и иномарки надёжны!
Точно подмечено, согласен. Только не поняли Вы о чем в этой статье речь.
И добавлю в самом конце:
Если, не дай Вам Бог, окажетесь Вы в ситуации, когда от исправности неисправной машины будет зависеть Ваша жизнь или Ваше здоровье, то окажись этой неисправной машиной русская, и чтобы нашлось в ней всё вышеописанное для Вашего выживания и её ремонта.
Прошу простить за некоторую сумбурность изложения…
«P.S.» - «Всё вышеописанное относится ко всей технике с необходимыми поправками на её предназначение и конструкцию…»
Станислав Гайсин («Клюёт»)
человек и рыболов
г. Сургут
июль 2006 г.
Фрунзик Мкртчан
- Как же это вы, ребята, без гравицаппы пепелац выкатываете из гаража? Это не порядок…
- У нас была гравицаппа, но когда мы сюда прилетели - её свистнули…
Вл. Ник. Машков и Господин Уэф
К/ф «Кин-дза-дза»
Вот еще одно начало того конца, которым заканчивается начало.
Были вопросы по технике - есть повод ответить. Договоримся сразу: то, что будет изложено ниже – только точка зрения, но приняв её и поняв, возможно Вам будет несколько легче жить, если Вы до сих пор, не смотря на преклонный возраст, не можете себе позволить даже недорогую (в каком – то смысле…) иномарку.
Или наоборот, по идеологическим и техническим соображениям, сознательно выезжаете «в поле» только на автомобилях НАШИХ. В этом случае знайте – Вы совсем не одиноки в своей трагической любви к отечественной технике.
Сначала (пара слов…) о политике и государстве (…не при детях будет сказано…). Не удивляйтесь. Речь моя будет не о политиках (…и не приведи, Господь…), а именно о политике. О политике государства к своим гражданам, то есть к своему государству и о государстве, как таковом.
Думается, что именно государство должно обеспечивать своим гражданам такие условия при которых, с одной стороны, оно могло бы спокойно собирать с них налоги, а с другой давать возможность чувствовать себя защищённым от недоброкачественной продукции других государств, хотя бы с целью собирать налоги в свои житницы, а не отпускать деньги за границу. Тут у нас явные проблемы. То есть совершенно явные. Уже даже ребенку понятно, что импортное лучше доморощенного. Хотя это далеко не всегда так. Разбираться в этом клубке надо, но не у всех есть на это достаточное количество времени, желание и всё необходимое для объективного анализа.
Сэкономим Ваше время, выполнив работу за государство.
Чтобы во всём верно разобраться (а мы начали разговор о технике…) надо отделить: 1. Правду от вымысла; 2. Зёрна от плевел; 3. Рекламу от реальности.
Вообще у нас в стране, да и не только у нас, человек больше всего боится выглядеть дураком. Вот производители и пользуются. – Чё не видишь? Все нормальные рыболовы на рыбалку гоняют на джипах…Не будь идиотом – бери кредит, покупай…. А тут и банк как раз рядышком пристроился… и чтобы идиотом не быть, ты начинаешь соглашаться (подписывая документы у излишне прилизанных, и скрывающих раздражение от твоей непонятливости – чё куда вносить и где касса…менеджеров…) кормить не только концерн - производитель, желаемого автомобильного аппарата, но и банковских работников…??? Тут многие полагают, что банки дают нам деньги на наши покупки, а не наоборот… Так вот именно НАОБОРОТ. Мы отдаём СВОИ подкожные деньги банкам, чтобы они богатели и пухли. На Руси спокон веков самым неуважаемым делом было ростовщичество, а сейчас почему – то не так. Почему – то убедили нас, что жить в кредит – хорошо, что, дескать, весь мир так живёт… Реклама оказывается сильнее здравого смысла в 60% случаев – 60% населения уже имеют финансовые отношения с кредитными организациями. И процент растёт. «Маразм крепчал и косил наши ряды…»
Нет, не то чтобы совершенно нельзя доверять «честным и высококвалифицированным» работникам автомобилестроения и «понятливым и внимательным» работникам банков… я не об этом… я о том, что они и сами бывают в заблуждении, относительно продукции и услуг ими производимыми и продаваемыми. Я о том, также, что декларируя, высокое качество своей техники, производители автомобилей имеют намерение продать своих автомобилей больше, а не сделать автомобиль кардинально лучше.
Так уж вышло, что я рассматриваю мир, всю свою сознательную жизнь, через какое – то стекло, и видно мне отчего – то совсем не то, что видят многие. Это не смешно, это больно… очень больно… Вот видно мне, что хороший автомобиль, это такой автомобиль на котором Вы наиболее уверенно доберётесь из одной точки в другую. То есть не через фирменноё СТО, а именно туда, куда Вам нужно… Это хороший автомобиль. С этим никто не поспорит. И считаю я почему – то не так, как все. Я считаю время. Время жизни. Оно ограничено, вот о чём надо помнить. Mementе more – помни о смерти. По семь жизней никому не отмеряно. Так вот. Вы тратите своё время жизни на то, чтобы заработать на дорогую (хорошую) машину. После покупки Вы тратите время жизни (зарабатывая средства…) на то, чтобы эту хорошую машину кормить лучшим бензином и маслом, делать ей ТО, своевременно заменять плохие детали и узлы на хорошие… Но от всех Ваших действий расстояние между пунктами не увеличивается (и уж точно - не уменьшаются…) и Вы с одинаковым успехом накатываете те же 200 километров в день теперь на своей дорогой машине, но каждый километр обходится Вам значительно дороже. Дороже не по деньгам – по времени, времени жизни. Некоторые производители это очень хорошо понимают. Понимают они, что Ваше время ограниченно, и что взять с Вас что - то можно только с живых. Они это понимают верно. Только с живых. Им надо успеть. И они успевают за отмерянное Вам время жизни собрать с Вас мзду во всех видах.
Если бы к недорогой машине отношение было бы такое же, как к дорогой, то уверенности в её возможностях у Вас бы не возникало.
Утверждения, что на дорогой машине Вы быстрее и увереннее куда – то доберётесь, как минимум – не серьёзно. Вы подсчитайте не то время, которое Вы уже тратите на свою машину, но и то, что отработали и отрабатываете чтобы удержать машину в рабочем состоянии. Переведите не время в деньги, а наоборот. Деньги во время. Если мыслить так, то Вам будет всегда хватать и того и другого. Хватать на счастье общения с близкими, на отдых, на жизнь. Жизнь полноценную, лишённую желания быть обманутым.
Есть и еще одни аргумент в мою пользу: что – то не так уж много машин, вне зависимости от происхождения, которые уверенно ездят больше двадцати лет. Факт? Факт! Значит, начальная цена не имеет значения. Еще никто не придумал, как обмануть природу и избавиться от силы притяжения, силы трения и коррозии.
Убедить можно во всём, но стоит ли доверять тому, что сомнительно изначально. Сомнительно по определению, сомнительно, потому, что живём мы все на одной планете с одними и теми же физическими свойствами во главе…
Ну, например: вот говорит реклама, что самой безопасной машиной года является машина … ну назовём ёё «NonameCar»… это свойство подтверждено всеми возможными и невозможными краш – тестами и это похоже на правду. НО! Прекрасно понятно маркетологам этого производителя, что Вы попав в жуткую «свалочную» аварию и умерев в ней, причем оттого, что не смогли выбраться в пожаре из-под несдувающегося мешка безопасности – никому об этом не расскажете. А вот если наоборот – выживите, то будьте – нате – будете всю свою оставшуюся жизнь покупать только машины «NonameCar» и настойчиво заставлять делать то же самое Ваших близких друзей и неблизких знакомых. Вот она реклама в идеале! Человек, как говорящий и думающий рекламоноситель…И прибыль – на лицо! Это не банальщина, Ваша жизнь куплена, а Вы обмануты, перепутав промысел Божий с промыслом человеческим и выплачивая промыслу человеческому дивиденды за то, что Вам и так дано...
Господа, ну давайте подумаем, если Вам так уж дорога Ваша жизнь, то может быть не тратить деньги на «самую безопасную машину», а выбрать менее безопасный вид транспорта для перемещений?! Ваша безопасность – это Ваша голова, а не «кузовные навороты». Самое интересное, что все бабушки и дедушки нам всем это говорили, немного как-будто не об этом, но говорили: - Не торопись! Всё будет!..
Забыли? А надо бы вспомнить…Ведь правду-матку рубили с плеча наши дедушки с бабушками – НЕ ТОРОПИСЬ! ВСЁ БУДЕТ! Из поколения в поколение передаются эти слова во всех семьях (больше, чем уверен…). Но поколения детей и внуков остаются глухими по сей день, хотя сами своим детям и внукам говорят точно также: - НЕ ТОРОПИСЬ! ВСЁ БУДЕТ!… Нет ничего нового под солнцем. Вот он и есть – главный конфликт отцов и детей. Мир проходит мимо нашей, отметившейся во всех поколениях мудрости, собирая с нас деньги и жизни, посевая разруху и смерть. Вот же оно – ПОПРИЩЕ человеково…
При всех своих недостатках социалистическая система давала некоторые преимущества своим гражданам – она давала образовательные программы, которые могли дать возможность своим адептам (буде таковые были готовы получать знания и использовать оные…) разобраться самостоятельно: что такое хорошо и что такое плохо. Этих знаний вполне хватало бы. Всё – таки были и в те времена порядочные люди. У наших внуков и детей эту возможность будут отнимать всеми возможными средствами. Государственной системе не нужны думающие и понимающие основы, члены общества.
Ну, давайте вспомним: двигатель внутреннего сгорания. Повзрослевшие до седин мальчики должны помнить. В – общем – то из определения следует, что что – то сгорает внутри…Очень верное, лаконичное и точное название. Двигатель внутреннего сгорания. Ничего не отнять и не прибавить.
А мы нынче начинаем верить, доверяясь зачем-то незнакомым рекламистам и пиарщикам, что как будто какие – то новые двигатели появились, так ведь нет! Даже на самом «обвешанном» движке сгорание не стало внешним… И если машина кушает бензин (ну или солярку…), то на экологию (и на Ваш кошелёк…) это будет влиять…чем больше бензина, тем больше вреда…(и тем тоньше кошелёк…). И колёс на машинах не стало больше или меньше…И руль остался круглым. Ничего кардинально не изменилось, кроме цены. Все же функциональные навороты характер имеют скорее временный или экспериментальный, нежели действительно функциональный. От того, что окна в Вашей машине открываются кнопочкой, машина не станет лучше проветриваться и уж тем более не станет в ней светлее…в стекле – то тоже нового мало…даже в тонированном… копните историю стекла – всё станет ясно.
Ну - да не о «наворотах и фарше» речь. Купили иномарку – гоняйте. Никто не против. Поскольку большинство выезжает в глубокие леса не часто, то страшного в этом нет ничего, тем более, что стоять на пути прогресса (есть такое ничего не значащее слово…прогресс… он и сто лет назад был «прогресс» и двести, и тысячу, а той техники, что ныне тогда и в помине не было…) я не собираюсь. А вот ежели кому, действительно очень хочется «поковыряться» где-то, где еще не оставляли следы автомобилисты, то тут надо задуматься. Чтобы задумываться было проще, автомобилестроители изобрели термин «ремонтопригодность». Сам – то термин неплохой, понятный, но, с моей точки зрения, не отражает сути и нужды. Понятно, что если Вы в состоянии подшаманить свою «колымагу» в условиях полевых или даже боевых – то это - хорошо. Но этого совсем не достаточно в определённых ситуациях.
Вот чтобы с этими, нештатными, ситуациями разобраться, надо вводить термин «выживаемость», но имеющий отношение не только к технике, а ко всему комплексу возможных осложнений, включая погоду, «воруют…», человеческий фактор и различный уровень технической подготовки участников.
ВЫЖИВАЕМОСТЬ – комплекс условий и требований к технике, комплектации, экипировке, знаниям, умениям, навыкам и психологической совместимости (!!!) всего экипажа, инструментарию и базе необходимых запчастей, обеспечивающий минимальное влияние на опасность для жизни и здоровья, большинства факторов, которые невозможно предусмотреть или предвидеть. Так вот.
С таким термином – КУДА ХОШЬ ЕХАЙ!
САМОЕ СТРАШНОЕ ЭТО НЕ ПОПАСТЬ В СЛОЖНУЮ СИТУАЦИЮ, А НЕ ИМЕТЬ ВОЗМОЖНОСТИ С НЕЙ СПРАВИТЬСЯ!
Вот тут – то и начинает выходить, что своя, доморощенная, корявая, неуклюжая, неуютно сквозящая, шумная, подтекающая, ломающаяся, угловатая, неудобная, дурно пахнущая, неровно окрашенная и местами ржавая машина не просто превосходит всё «доведённое до совершенства» импортное «машиньё», а превосходит кратно разнице в цене между тем и этим…Ну или уже во всяком случае - не уступает…Нет, всё – таки превосходит…
Факты и выводы.
Внедорожник должен быть наиболее лёгким. Если Вы в состоянии в одиночку «достать» свою машину домкратом или жердью из любой ямины и выставить её «на четыре опоры» - то это очень хорошо. Выживаемость – на высоте.
Если Ваша машина умеет «кушать» любую горючую смесь (не всегда конечно, а только в безвыходных ситуациях…), то это хорошо. Выживаемость – на высоте.
Если у Вашей машины низкооборотистый движок, к тому же «тяговитый на низах» (обеспечивающий большой крутящий момент на низких, близких к холостым, оборотах…), то это очень хорошо. Выживаемость – на высоте.
Если в Вашей машине минимальное количество электрозависимых функциональных агрегатов (например, бензонасос должен быть механическим…), то это очень хорошо. Выживаемость - на высоте.
Если у Вашей машины максимально возможный клиренс, больше «воздуха» под днищем и большие углы преодоления препятствий, то это хорошо. Выживаемость – на высоте.
Если у Вашей машины достаточное количество крепких проушин для крепления буксировочного троса, то это хорошо. Выживаемость - на высоте.
Если в Вашей машине ВСЕГДА ЕСТЬ топор, лопата, фал, трос, «запаска», камера, пила, молоток, проволока разных диаметров, разнообразные гайки, шайбы и болты, предохранители, лампочки, полный набор слесарного инструмента, включая напильники, зубило, пара шаровых опор (даже старых, но годных - типа «забыл выложить»…), сепаратор внешнего ШРУСа с пыльником или ШРУС в сборе, запас бензина – «выезжальный», фонарик, «переноска», масло, резина, чайник, чай, соль, крупа, карамельки, сухари, банка тушёнки, ремкомплекты на «навесное», бензопровод, изолента, скотч, «тормозуха», паяльная лампа, одеяло, болотные сапоги (летом), валенки (зимой), запас тёплой сухой одежды, аптечка с общими и индивидуальными медикаментами, перевязочный материал, рабочие рукавицы, тряпка, нож, ложка, кружка, тосол, литол или другая густая смазка, свечи зажигания, «бегунок», катушка, «щётки» для генератора, пара старых длинных «бронепроводов», два домкрата, верёвочки (разные), таль, рюкзачок или сумка, «кривой стартер», самопальная «противоугонка - хитрушка», экипаж понимающий «что, как и когда надо делать» и бутылка «Водки» (как «жидкая валюта» или «для сугреву»), то можете смело отправляться, куда Вам заблагорассудится… Вы почти в безопасности… И Ваша машина – лучшая из всех!
Это о том, что является действительно важным для Вашей выживаемости. А теперь попробую слегка Вас разочаровать в том, к чему мы уже все привыкли, но что может не являться нужным или вообще хорошим для выживаемости.
Инжектор, при всех своих достоинствах (меньший расход, лучшая приёмистость, более чистый выхлоп) всё – таки, для города, а не для перемещений по тяжелому бездорожью или просто вдалеке от цивилизации. Связано это с большей его прихотливостью к октановому числу бензинов и к их чистоте, наличием большого количества электроники (а вся она боится влаги и уж тем более откровенных «ныряний по ноздри»…), необходимостью периодического обслуживания и прочими «тонкостями».
Синтетическое масло. Если Вы знакомы с устройством двигателя хорошо, то Вам наверняка ясно, что самым плохим для него является отсутствие масла или его недостаточный уровень, а отнюдь не качество. Меня всегда удивляло: как – так? Народ льёт в движок крутейшую синтетику и через 100 000 км пробега делает капитальный ремонт… А вот другой народ льёт масло марки «Чё Прийдётся» (в простонародье так и называется ЧП) или его синтезированный аналог ЧЕ – «Чё Есть» и капитального ремонта не делает или делает – не важно…Машина просто так же ездит…
Моющие свойства маслу почти не нужны. В этом смысле главным для долгой службы двигателя надо считать наличие или отсутствие абразивных частиц в масле. Это лечится просто. Понятно, что абразивы, в основной своей массе, берутся не откуда – то извне, а из самого двигателя, то есть это частицы металла образующиеся при трении поверхностей, которых в двигателе предостаточно. Мораль – на масляный фильтр цепляем «круглый магнит» от любого динамика и все абразивные частицы, могущие причинить вред, оседают на внутренней стенке фильтра под магнитом. Это старое изобретение московских умельцев с кандидатскими и докторскими научными степенями. Только вместо «круглого магнита» они делали на масляный фильтр магнитный хомут, чем серьёзно разочаровали производителей масел и фильтров. Дело в серию не пошло…Причина проста: не выгодно производителям масел и фильтров, чтобы масел и фильтров покупалось меньше.
Мало того!
Реклама говорит нам: - Масло «Лучше всех» - гарантия продолжительной работы двигателя!
Но если вдуматься, то те же моющие свойства масла «Лучше всех» лучше всех смывают абразивы со стенок движка и большая их часть крутиться вместе с маслом ушатывая поршневую, распредвал с постелью, маслонасос и вообще всё с чем соприкасается. Ошибка?! Нет, точный расчёт! Если Вы прокатаетесь на этом масле много сезонов – движок потребует капиталки (а когда - нибудь он всё равно потребует капиталки…), и Вы будет говорить следующее: - «Проехал много тысяч километров на масле «Лучше всех»!»… А кто проверит, хорошо это было движку или плохо… А если бы Вы ездили на другом масле? Никто уже не проверит. Невозможно. Ресурс двигателя (отечественного…) почти не находится в зависимости от качества масла. Конечно, есть зимние масла с нужными коэффициентами вязкости – заводить лучше и движку – легче, но есть и старый – добрый способ, которым раньше пользовались ВОДИЛЫ (именно с уважением употребляю я это слово…) в трескучие морозы – стакан бензина в масло с вечера, сразу после того, как поставили машину на ночь…Естественно, что постоянно так поступать не стоит, но в определённых, критических ситуациях – можно…
Страшнее для движка – критические параметры эксплуатации, повышенные оборотные режимы, постоянное превышение нагрузок «на низах» и пр. Лень вовремя переключиться на пониженную передачу – движку хуже, лень вовремя переключиться на повышенную передачу – движку хуже. Так с чем надо бороться? И как? И не говорите: - «На курсах нас этому не учили!» Вас учили именно этому, но всё что касается устройства Вы постарались или не учить или забыть или просто не вдумывались…Теперь уже не суть важно.
Далее. Любой нештатный «наворот» может (хотя и не всегда…) очень нехорошо повлиять на выживаемость. Как? Легко! Увеличили заменой дисков с «резиной» ширину колеи и дорожный просвет, не поменяв при этом манеру езды – жди общей аварийноопасной потери управляемости и проблем с трансмиссией. Поставили дополнительное электрооборудование для удобства эксплуатации автомобиля – увеличилась вероятность короткого замыкания в проводке или какая – нибудь другая не менее гадкая вероятность, особенно, если установка была неквалифицированной. А с квалифицированной установкой у нас - проблемы. Никто не пуститься для Вас считать - выдержит Ваша проводка усилитель или электростеклоподъёмники или не выдержит. Не потому, что лень даже, а в – основном потому, что мало кто это умеет делать. Все ставят - и ничего! Если что – сгорело или сломалось в городе, то это – неприятность, а если в глубоком лесу – то это может быть смерть… И заметьте, смерть за Ваши деньги… Не обидно?
- Что это было, господин Шухарт?
- Смерть это была.
Аркадий Натанович
и Борис Натанович
Стругацкие
«Пикник на обочине» 1971 г.
Та же самая штука со всеми комплектующими: ремнями, цепями, пыльниками, звёздочками, шестернями, хомутами, шлангами, жидкостями, подшипниками – лучше «родного» нет ничего. Вот, конечно, остаётся проблема с «родным» качеством, но при определённом опыте и она снимается. Можно отличить хорошее от плохого, но не в магазине, а с помощью людей, который действительно серьёзно разбираются в этом.
Многие полагают, что многое в нашей технике сделано «не по уму», а на самом деле – нужно просто задуматься и станет ясным, что именно многое сделано «по уму», а остальное – не влияет на выживаемость, просто многим не хватает специальных знаний, опыта или времени, чтобы это понять…
Если начать подводить итоги всему вышеописанному, то неясным останется только вопрос или скорее даже не вопрос, а восклицание: но ведь и иномарки надёжны!
Точно подмечено, согласен. Только не поняли Вы о чем в этой статье речь.
И добавлю в самом конце:
Если, не дай Вам Бог, окажетесь Вы в ситуации, когда от исправности неисправной машины будет зависеть Ваша жизнь или Ваше здоровье, то окажись этой неисправной машиной русская, и чтобы нашлось в ней всё вышеописанное для Вашего выживания и её ремонта.
Прошу простить за некоторую сумбурность изложения…
«P.S.» - «Всё вышеописанное относится ко всей технике с необходимыми поправками на её предназначение и конструкцию…»
Станислав Гайсин («Клюёт»)
человек и рыболов
г. Сургут
июль 2006 г.