Долгий и тернистый путь к идеалу или как я делал свои воблеры.
Данный рассказ я долго не решался написать. Мне казалось, что это все долго, глупо и страшно. Мои знания в написание рассказов сводились к школьной сочинениям и не очень большому багажу прочитанной литературы. Надеюсь, что сильно шпынять не будите. Накопленный небольшой опыт о воблерах не дает мне покоя и любая пусть даже маленькая надежда, на то что это кому-то может быть полезным и заставляем меня это написать.
Итак! Все на местах и мы приступаем.
Мое хобби по самодельному изготовлению воблеров берет свое начало далеким летом 2010года. Начало моего воблеро-строения как и у многих началось с БУРАТИНОК (строганый из деревяшки воблер ), это был самый дешевый и доступный материал а именно сосна, небрежно обработанная ножом , напильником и наждачной бумагой, симметрия даже не пыталась зайти ко мне в гости и хоть как-то помочь в моем нелегком деле. Защита от влаги ? нее не слышали! В качестве декоративной части я использовал лак Жены и его расцветки мягко говоря не подходили к приманке на хищную рыбу. Вот и сошел с моего конвейера первый воблер. Я воодушевлённый своим успехом и желание поймать на него много, очень много рыбы , отправился на речку.
Из воспоминаний окуня:- Я много какие приманки видел в своей жизни. Но то что раним утро проплыло рядом со мной, оставило жирный отпечаток в моей и без того расшатанной рыбьей психике. Это было что-то бочка образное с большими красными глазами которые смотрели в разные стороны и находились в странных местах по всему телу этого батискафа красовалась трещина от попавшей влаги в древесине и вонь смывки от лака на столько въедалась в глаза что возможность подплыть поближе к этому шедевру не представлялось возможным. Удалённо это напоминало КРЭНГ но очень удаленно. Тройники были такого размера что их задача была защитить приманку от рыбы и если по какой-то мне неведомой силе, рыбе захочется укусить это олицетворение всей ненависти к рыбалке то будьте уверены что махающие в разные стороны тройники а точнее якоря от теплохода не дадут этого сделать а совсем упертым может прилететь по голове и тем самым прервать их род. Много воды с того времени утекло но рассказы про него до сих пор пугают мальков.
Как вы поняли что купания воблера не принесли не чего съедобного. Игра воблера напоминала немного пьяного коня, было очень трудно угадать куда его потянет и всегда это была интрига до самого конца. Набрав первых знаний о моих ошибках я на некоторое время бросил эту затею.
Просмотрев много материала в интернете про изготовление воблеров я снова загорелся. В качестве формы воблера я решил делать minnow (В переводе с английского-пескарь.) По своей форме воблер минноу имеет узкое прогонистое тело, похожее на длинную рыбу или малька.
Осталось определиться с длинной приманки? В моем случае это золотая середина в 70 миллиметров . Тело воблера было принято сделать из бальсы, каркас для петель из проволоки-нержавейки, лопатка из оргстекла 2мм и красил я все это автомобильной краской и лаком из баллончика, в качестве глаз я использовал стразы для бижутерий.
Подводя промежуточный итог: Симметрия хромала что меня сильно расстраивало но на тот момент это было максимум от моих рук и большего мне не дано было. Расцветка стала удаленно напоминать классическую для покупных воблеров но подтеки, шероховатости и бугорки с ямками говорили что до конца пути еще ох как далеко. Игра потихоньку появлялась но снова пропадала с классическим залипанием на боку, лопатки постоянно ломались от удара об воду или любое препятствие.
В общем- Воблер продолжал пугать водную фауну и не хочет ловить хищника.
В очередной раз преступив к строгать буратинок я осознал что у меня очень скудный набор инструментов и это максимум что я могу добиться от них.
Первое мое ноу-хау это был распилочный станок. Мне потребовалось около полугода для его сборки, его задача была для распускания брусков бальсы на заготовки и тем самым я добился одинаковых заготовок в кротчайшие сроки.
Вторым я собрал шлифовальный станок с наждачной бумагой и тем самым упростил подгонку болванок где нужно было снимать много материала за раз.
Для лучшей повторяемости каркаса для петель я собрал мини приспособу которую я подсмотрел в интерне (гибщик арматуры). Дуги для петель стали одного диаметра и правильной формы.
Для покраски я купил себе аэрограф и мини пистолет. Компрессор я собрал из холодильной установки и сопутствующих деталей, благо ютуб переполнен видео по сборке подобного бесшумного компрессора.
Вишенкой на торте, в моем понимание был пресс для термического тиснения , с помощью него я мог наносить на тело воблера голографическую фольгу, покупал я ее в магазинах женской косметики, там же я покупал мягкие пилочки для ногтей с их помощью я добивался ровных линий и подгонку краев.
Так же я смастерил: сушильную камеру, много воплощений я собирал от настольной до полноценного шкафа от медикаментов. В качестве нагревателя была галогеновая лампа от лазерного принтера и термостат с алиэкспресс.
После такой модернизации моего парка станочков я обрел уверенность в своих творениях и был уверен в том что я смогу занять свою нишу в производстве воблеров.
Они стали походить на те что люди выкладывают на сайтах и даже где-то обгонять по красоте. Игра приманки стала нравиться не только мне но и рыбе. Лаковое покрытие предавало не только прочность, но и законченный вид изделию. Материал для лопаток сменился на поликарбонат и забыл про хрупкость, а предварительная полировка добавляла воблеру красоты. Краски использовались для аэрографии на акриловой основе. глазки были покупные для воблеров 5мм в диаметре. Трафаретами добивался окуневой раскраски и форелевой. Так же красив в кислотные и флуоресцентные цвета.
Казалось? - Вот тот уровень и можно успокоиться?! Но сняв розовые очки, можно рассмотреть ряд недостатков:
А именно- Симметрия была на новом уровне, но не идеальна и в погоне за ней я частенько стирал воблера в блесну и выкидывал работу в помойку.
-Работа по защите бальсы от воды, а точнее ее пропитка, подымала волокна дерева и добавляла работы по шлифовке что вносило изменения в ее готовую форму.
-Вырезание жаберных крышек и отверстий под глазки требовало от меня максимальной точности что не всегда получалось и исправить не всегда удавалось.
- Угол и форма лопатки в большинстве случаев были произвольные и их повторяемость очень хромала.
-Отгрузка воблера делалась на глаз и навсегда давала хороший результат, а такая функция как дальний заброс не представлялась возможной так как я просто на просто не знал куда и как ее засунуть?
Работы было еще много, дальнейшая модернизация вызывала трудности без улучшения производственного процесса.
Пройдет еще много времени перед тем как я решусь и приобрету станок с ЧПУ(числовое программное управление) и еще столько же времени для того чтобы научиться работать в программе.
Проработав над формой и дизайном воблера я наконец добился того результата с которым я вас и познакомлю.
Итак начнем!
Рождение воблера начинается с программы АrtCAM. Тело воблера состоит из двух частей, правой и левой. В заготовке я использую сразу 2 воблера.
Наружная сторона имеет полностью законченный вид и требует лишь небольшую финишную обработку.
На внутренней стороне разместились отверстия для петель, отгрузки, функции дальнего заброса.
Ну и как же без моих ненавистных лопаток.
После того как закончил с проектом и подготовил G-код, Надо приступать к механической обработке. В качестве материала для воблера, я использую вспененный ПВХ с армирующими нитями. Подойдет и обычный вспененный ПВХ. Заготовка у меня имеет размеры 150мм на 60мм. на 8мм.
Выравниваем деталь по плоскости.
Сначала обрабатываю внутреннею сторону.
И когда все отверстия и прорези готовы, мы переворачиваем заготовку и приступаем к наружной части.
После того как проверил что все идет по плану и нет никаких косяков. Производим обрезку по контуру.
Теперь у нас есть 4 заготовки и можно приступать к их сборке.
Загибаем нержавеющую проволоку для формирования петель, нам потребуется сделать по три заготовки на каждый воблер.
После установки всех петель, нужно проверить что не чего не мешает для того чтоб соединить две половинки.
Переходим к дальнейшей начинке.
Устанавливаем шарики для смещения центра тяжести и как следствие улучшение полетных характеристик.
Конечно не орбит со своей магнитной системой, пусть не такой дальний полет, но тоже работает.
Дальше делаем отгрузку и следим за массой воблера по весам.
Если масса соответствует, в моем случае 6,20 грамма. Плюс к этому кольца и тройники и на выходе мы имеем 7,40грамма.
Раз все готово то можно склеивать 2 половинки. Для склейки я использую клей на основе циакрилата, проще говоря супер-клей. Для удобства я использую с кисточкой.
Наносим клей на обе стороны и плотно к друг другу прижимаем.
До полного высыхания я жду пятнадцать минут. Мною были перепробованы множество клеев и как правило густой клей попадал в шумовую камеру и тем самым делал её бесшумной. При склейке супер-клеем и попадание его в шумовую камеру, все лечиться простым ударом об стол воблером.
И вот у нас на руках два почти готовых воблера.
Теперь мы берем наждачную бумагу (в моем случае это пилка для коррекции ногтей) и начинаем обрабатывать кроя и стыки воблера.
Если есть дефекты и раковины, то я их заделываю шпатлевкой для пластика (у меня фирмы Novol) После чего деталь обезжиривается и готовиться к покрытию базового слоя, у меня это белый и светло серый. Краска у меня полиуретановая для аэрографии. Мне она больше нравиться. Пробовал акриловой, но она хуже укрывает и требует более тщательной подготовки к окраске. Частенько приходилось переделывать из-за острова на окрашенной детали. Если на воблер я буду наносить голографическую фольгу холодного тиснения (для ногтей) то в качестве базы я использую алкидную краску для автомобилей или из баллончика (Предварительно слив её в баночку для использования в аэрографе). В этом случае фольга на горячую приклеиваться с минимальными или вовсе без дефектов.
Когда я не планирую наносить фольгу то я на станке с помощью гравёра вырезаю эффект чешуи, как покупных воблерах.
Наношу фольгу я при температуре резинового пресса в пределах 85-95 градусов Цельсия. Фольга нарезается на листы по размерам воблера и поочередно прессуется то одна то вторая половина.
Дальше наноситься краска на спинку и брюшко воблера.
Или полная покраска воблера.
И тем временим пора подготовить глазки, а точнее центральную часть глаза (глазное яблоко).
Нам потребуется дырокол для ремней и прозрачный пластик. Делаем несколько заготовок и приклеиваем их зубочисткам. Далее мы берем лак для ногтей, Можно использовать как классический черный, так и другие цвета.
Нужно как минимум 2 слоя, иначе зрачок будет плоским. Так как глаза у моего воблера имеют свою форму и обычные покупные глазки не подойдут то и приходиться их делать самому.
Сначала идет белая краска, после чего лак с блестками в центр укладываться готовый зрачок и заливается это все прозрачным лаком для ультрафиолетовой сушки, можно использовать эпоксидную смолу (прозрачную) но я не люблю долго ждать.
Остается покрыть лаком. Я использую два вида лака, глянцевый для естественных расцветок воблеров и матовый лак для воблеров, кислотных и флуоресцентных расцветок. Для воблеров с фольгой я использую двух компонентный лак для автомобилей, так как он не подрывает фольгу.
Когда лак высохнет, можно будет вклеить на свое законное место подготовленную лопатку.
На данном этапе, приманку можно считать законченной и пора ее настроить на водоеме.
На этом все. Возможно это кому-то будет полезным. Для себя я понял что как долго бы я их не делал , то всегда есть что добавить или переделать. Мой путь на этом не заканчивается и до финиша мне ой как далеко. Буду держать вас в курсе. До новых встреч .