Пока жду, когда на работе освободятся станки и мне сделают мое гидрокрыло/глиссирующую пластину, позволю себе выложить общую выжимку после прочтения 300 страниц этой темы (да, я сделал это))), и других форумов (к примеру "дайте крылья своему мотору" на фишинг-уа.ком полезная, очень толково мужик сделал и написал), думаю многим новичкам сэкономлю время:
Кому в первую очередь стоит заинтересоваться крылом на АКП.
1. Если у вас есть лодка и моторчик из малосилок (2.5 - 3.5 л/с), которая вот-вот, почти уже выходит из водоизмещающего режима. ( А теперь немного холодного душа - если общий вес комплекта вместе с экипажем не превышает 35 кг на одну л/с , или около того), то Вы "наши клиенты"! Шучу немного, иногда, но это не так просто, это соотношение может превышать 40 кг/л.с.
2. Тем, у кого и так с выходом из водоизмещающего режима вроде проблем нет, но есть желание стабильно глиссировать при повышенном волнении при относительно малых скоростях (20-25 км/ч).
3. Вопрос практически не раскрытый, но на мой взгляд, имеющий право быть - дельфинирование лодки. На мой взгляд (ИМХО) крыло тут уместно, но размер его надо подбирать (кстати, как и во всех случаях), конечно оно должно быть гораздо меньше обычно применяемых - просто увеличение АКП (Опять-таки - это мое личное мнение)
В чем плюсы и минусы применения гидрокрыла.
Положительно:
- Позволяет лодке с не мощным мотором выйти в глиссирующий режим и достаточно стабильно в этом режиме двигаться.
- Для комплектов (лодка + мотор) которые и без крыла выходят в глиссирующий режим, ГК позволяет поднимать на глисс больший вес, а также поддерживать глиссирующий режим на меньших скоростях, что бывает полезно при повышенном волнении.
- Неоднократно отмечалось пользователями, что повышается курсовая устойчивость лодки.
- Уменьшается вероятность прохватов воздуха.
- Уменьшает время выхода на глисс, практически убирает «кобру»
- Не требуется перемещаться ближе к носу лодки при глиссировании – отпадает необходимость удлинять румпель
Отрицательно:
- Увеличивает габариты мотора (неудобства при транспортировке), либо требует закрепления на моторе перед спуском на воду.
- Для комплектов (лодка + мотор) которые и без крыла выходят в глиссирующий режим снижает максимальную скорость на 3-5%.
Как видим, наибольшую пользу ГК приносит владельцам небольших лодок с маломощными моторами, т.к. позволяет передвигаться по воде ориентировочно в 2 раза быстрее ( около 10 км.ч. – водоизмещающий режим и 16 – 22 км.ч в режиме глиссирования ).
Наиболее распространенное мнение, что для выхода на глисс надо рассчитывать 25-30 кг. веса на 1 л.с мотора (считать надо общий вес: лодка + мотор + экипаж + вещи ). Т.е., мотор мощностью 5л.с., например, вытащит 150 кг. Применение гидрокрыла увеличивает этот показатель до 35 и более кг. (но такое сильное увеличение, как показывает практика, возможно именно для маленьких комплектов – лодки длинной около 3м, моторы – 2 – 5 л.с.).
Информация - на основе отчетов многих пользователей гидрокрыла (пластины) из различных источников и сайтов, форумов.
1) Регулировка наклона: Сначала на воде определиться с высотой мотора, проставки всякие, наращивание транца итд.
Дома лодку на 4 табурета, навесить мотор, и по планке плиту выставить строго параллельно днищу.
Это основа примерно. Потом развесовка на воде. И не надо никакой тонкой регулировки, сдвинул - передвинул якорь или коробку с джигам. На воде почувствуешь, как разгрузить весь свой скраб рыбацкий.
2) Загиб задней кромки не нужен, будет тормозить (хотя подъемная сила теоретически больше), профильность как у покупных гк, слизанная с профиля самолетных крыльев, тоже не нужна т.к. при наших скоростях не работает (или почти не работает), а сопротивление большое - тоже будет тормозить, "опытные" методом проб пришли к абсолютно плоскому крылу.
3) Боковые загибы нужны 50/50: у кого-то ничего не дали и в итоге см.п.2, у кого-то убрали прохваты в поворотах и улучшили управляемость - стоит сделать.
4) Как оказалось, крыло не должно быть большим по длине (вдоль движения), лучше пошире. Потери при движении будут меньше. = Крыло нужно делать больше в ширину, нежели в длинну - подъемная сила больше.
Форумчанин: "Лучшие показатели, что я сумел получить на надувахе, это выход на устойчивый глисс со скоростью 20-21 км/час, с общей нагрузкой в 46 кг на лошадь".
Обобщенный опыт по применению, конструкциям гидрокрыльев для легких лодок ПВХ.
Прежде чем приступить к собственно гидрокрылу, необходимо удостоверится, готова ли ваша лодка к глиссированию, и, если нет, то устранить недостатки.
1.Проверьте, достаточно ли жесткое дно вашей лодки (речь идет о ПВХ лодках). Проверка проста – на воде увеличиваете газ, лодка начинает задирать нос (кобра). В это время внимательно наблюдайте за поведением пола, особенно в притранцевой зоне – пайолы не должны вставать “домиком”. Если это происходит, то это значит, что в этом месте под днищем лодки образуется водно-воздушный мешок – следовательно, резко возрастает лобовое сопротивление. Есть еще одно неприятное последствие этого явления – сильно “завоздушенная” вода из этого мешка временами прорывается к винту, и он перестает нормально толкать воду. Вы слышите, что мотор резко увеличивает обороты (взревывает), а скорость лодки резко падает.
Основной метод увеличения жесткости пола и устранения мешка – накачивание лодки до давления прописанного в паспорте на лодку, применение стрингеров, создание исскуственной микрокилеватости (для плоскодонок), есть и другие методы, но останавливаться на них подробно пока не будем.
2. Вторую проверку лучше проводить в “сухом доке”, т.е. полностью собранную и надутую лодку поставьте на 4 табуретки, навесьте мотор. Замерьте расстояние от низа транца до антикавитационной пластины (АКП). Нормальное расстояние должно быть в пределах 25 – 40 мм (некоторые делают еще меньше). Если расстояние сильно отличается от приведенного, то необходимо либо нарастить (наиболее часто встречаемая ситуация), либо подрезать транец (подрезать лучше не спешить ?). На способах наращивать транец останавливаться также не будем – в интернете много информации по этому поводу.
Проверяется на воде – не должно быть “прохватов” воздуха при движении лодки (допустимы небольшие прохваты при резких поворотах и при движении при приличном волнении). Следует учесть, что, как показал опыт, после установки гидрокрыла прохваты уменьшаются.
Важность сокращения расстояния от низа транца до АКП в том, что сокращаются потери от трения потока о ногу мотора.
3. Установка мотора под правильным углом. Также предварительно проводим в “сухом доке” аналогично п.2. С помощью штатных отверстий и штыря в креплении мотора стараемся установить АКП параллельно днищу лодки. Иногда требуется довернуть мотор, а штатных отверстий не хватает. В этом случае обычно применяют проставки на транце.
Продолжение следует.
Про ГК, устанавливаемое спереди (вырез под ногу от задней кромки):
Пока любители мощных моторов думали, мы сей девайс уже давно испытали - не стоит шкурка выделки!
Объясню почему:
1. Перемычка спереди получается очень тонкой и разгибается (даже из металла в 4мм).
2. Можно сделать её (перемычку) толше, но тогда о приближении сапога максимально близко к транцу можно забыть, а это в нашем случае одно из важных условий.
3. При испытании такого крыла выяснилось, что из-за отсутствия достаточной жёсткости его люфтит по АКП как мандовошку (как бабочка крыльями махает). Соответственно хрен настроишь!
Вообщем для меня лично это не вариант!
Гидрокрыло Липтона
Размер 260х300 с учетом загибов , толщина 1,4 мм , передняя кромка сведена к нулю .
Замок из мотоспицы , фиксируется обточенным законтренным болтом , в месте упора в ногу термоусадка .
Пластины крепления к АКП 160х15х6 мм , вырезы шириной 5мм , высота по толщине АКП , крепятся болтами М5 с гайками в потай . Гайки на анаэробе плюс фиксация бородком .
Стоит жестко , хотя лучше применять материал 2 мм , снимается моментально .
Найдите в теме чертеж "крыла N8" , обрежьте его с 400 до 300 мм по ширине , нарисуйте центральную выемку под ногу Сузы с учетом максимального сдвига крыла вперед (чтобы перед АКП совпал с вершиной крыла), и вуаля.
Разницы в скорости с крылом и без не зафиксировано , а вот пользы - очень даже.
Гидрокрыло Леонида50
Мое крыло имеет профиль -
http://www.rusfishing.ru/forum/showp...&postcount=508 - пусть и небольшой. На скоростях до 20 км/ч он играет какую-то роль, или нет? Площадь моего крыла относительно меньше, чем представленные в этой теме - длинна мах - 235 мм, ширина 230 мм.
Про ГК В8:
Много, парни, 400 ширина! Уверяю 300 за глаза хватит! То есть, достаточно 300. И общую длинну можно до 300 увеличить, при соблюдении пропорций.
Тож думаю 400 перебор, хотя на движке кажется будет не громоздким, плюс там ещё загибы будут, габарит по ширине немного уйдет.
Скорее 350 будет крылышко. Сейчас вот снял размеры с ноги мотора, завтра на работе порисую. По длине думаю не увеличивать. Смоделирую посмотрю.
Леоннид50: По площади - на первый взгляд вроде чем больше, тем лучше. Однако, по своему опыту, и Сергея ua3rfb не рекомендовал бы делать очень большим - берите №8 и сделайте его по ширине 250-280 мм. Поясню - потери пересилят подъемный эффект.
Про анод:
Анод можно будет установить в любой другой точке. Не родной (кстати от него в пресной воде толку никакого!, он цинковый, типа река-море). А в нашем случае нужен магниевый (для пресной воды). Купи в любом магазине теплотехники анод для бойлера, нарежь на шайбы, и на мотор.
Купил вчера водонагревательный анод из магния - диаметр 30мм, длинна 190 мм. - по весу - невесомый. По сравнению с анодом на моторе - он весит как пол штатного анода, хотя его площадь раза в три больше...
Привет, Леонид - вопрос правильный, не скорродировал анод за два сезона, это плохо. Чуток окислился, потемнел - на этом все. Не правильные у нас аноды - так быть не должно! Нужно ставить аноды из магния - вот он весь электрохимический процесс коррозии возьмет на себя...
Для пресной воды - только магний. Стоит копейки. Я за него отдал 16 грн. (90 р. или 2 у.е.) Осталось только нарезать на шайбы...
Также общая инфа по этой теме - стр. 223
П.С. Респект и уважение Леониду50 и компании за поддержание темы и конструктивные посты, и прости господи Дануну и ему подобных, из-за которых я убил 5 долгих зимних вечеров...
П.П.С. Если кто узнал свои посты, прошу не обижаться за то, что скопировал без указания автора.