".... 1.Общая методика установки донки.
В целях простоты основной процесс расчета и установки снасти объясню для случая установки крючков на максимальное расстояние. Особенности установки на дистанции более близкие, будут рассмотрены чуть позже.
Рабочая дальность донки определяется длиной резинки. (Резинки, кстати, бывают тонущие и плавающие. Последние предпочтительнее на случай обрыва, хотя иногда и требуют небольшой огрузки (2-3 дробинки) на том карабинчике магистрали, где крепится резинка. Иначе крючки могут подвсплыть и не лечь на дно. Резинка крепится к леске не напрямую, а через буфер - лучше всего бесшовное колечко или просто кусок бечевки 2-4 мм мм толщиной).
Итак, резинка. Исходя из соображений её прочности и длительности эксплуатации, будем считать предельно допустимый коэффициент её растяжения при работе с донкой равным пяти. Т.е. максимальное расстояние от берега, на которое мы можем выставить крючки, равно четырем длинам резинки. Ближе - пожалуйста. Дальше - есть риск оборвать резинку.
Словом, технология подготовки такая. Сначала рассчитываешь длину основной лески. Например, резинка у тебя 10 м, рабочий коэффициент растяжения 5. Это значит, что в рабочем положении у тебя должно лежать на дне 40 м магистральной лески и 10 м резинки ( при выбранной леске на берег резинка растянута на 50м, т.е. в 5 раз). Отмеряешь 40м на магистрали и делаешь там маркер (узелок, кембрик заклиненный спичкой и т.п.). Затем отмеряешь на магистрали от маркера еще 10 м (длину резинки) и делаешь второй маркер. (Для максимальной дистанции донки все это можно сделать и дома). При установке донки разматываешь эти 50 м и аккуратно без перехлестов складываешь кольцами на берегу. (Поводки с крючками должны быть сняты). Размотал до второго маркера. После этого берешь леску у маркера и перематываешь её из мотка с земли, расстилая кольцами в другой моток на землю второй раз. Перемотка требуется для того, чтобы тот конец магистрали, где будет крепиться резинка оказался в руках. !!! Следить, чтобы не было перехлестов витков при перемотке !!! Вся суть этой мороки заключена в том, чтобы в дальнейшем все расстояния выбрались только за счет не растягивающейся лески. Без использования резинки.
Затем присоединяешь к магистрали резинку с грузом. Резинка должна быть собрана в размотанном положении в гармошку.
В нашей местности я, как правило, работаю с лодки. А иначе для чего бы я её покупал?
При использовании лодки резинка укладывается на её дно, а конец лески прикрепляется к лодке любым доступным способом. Обычно я просто держу её зубами за тот карабинчик, к которому крепится резинка.
При установке в отсутствии лодки способом вплавь резинка зажимается в руке и всё время до отпускания груза на дно остается в ненатянутом состоянии. Той же рукой, в которой находится резинка, берется и груз и конец лески. Дальше ложишься на спину и плывешь. Обычно все это проходит без проблем и не требует посторонней помощи. Даже при заметной волне и моей близорукости -4.5. Вплавь, отмечу, я ставил, в основном, в теплых водах озера Балхаш.
В обоих вариантах установки в процессе заплыва вытягивается не резинка, а леска, которая плавно сходит с лежащего на берегу мотка. Как только вся леска размотается и натянется - ты достиг расчетного расстояния. Отпускаешь груз, но не леску, следя, чтобы резинка сошла в глубину без запутывания, и только потом уже отпускаешь леску.
Обращаю внимание. В описанном процессе установки резинка ни разу не оказывалась натянутой. Если бы это условие не соблюдалось, то при отпускании груза, пока он шел ко дну, за счет работы натянутой резинки произошло бы его смещение в сторону берега от расчетной точки.
Затем плывешь обратно. На берегу выбираешь и подматываешь лишнюю длину лески как раз от дальнего до ближнего маркера. Это положение соответствует состоянию приведенному на рисунке ниже снасть в рабочем положении), а именно:
Резинка на всю длину от груза в направлении берега вытянута, но не растянута. Та зона магистрали куда будут повешены крючки лежит на дне в своей штатной точке. Леска вытянута, но не натянута. Короче, всё в рабочем положении, кроме наличия крючков и колокольчика. Дальше всё просто. Вытягиваешь снасть из воды, цепляешь за стопорящий гвоздик на отдельном колышке, вынесенном для удобства работы чуть назад, ставишь поводки с крючками. Наживляешь, отпускаешь, вешаешь колокольчик, ловишь.
2.Особенности установки донки в заданную точку.
Сорок метров в рассмотренном выше случае были предельной дистанцией. Иногда, и достаточно часто, требуется положить крючки ближе. И даже в строго определенную точку. В заветное место, выбранное, к примеру, промером глубины. Или просто строго рядом с кормушкой.
Технология в целом остаётся той же самой, что и раньше. По-прежнему важно, чтобы расстояние между первым и вторым маркером было равно длине резинки. Однако есть и заметные отличия. Положение первого маркера на леске уже не является заранее заданным. Теперь оно определяется расстоянием от места крепления донки на берегу до требуемой точки водоема, куда должны лечь крючки. И это расстояние еще предстоит измерить. Потому для работы с тем концом лески, что на берегу лучше воспользоваться помощью напарника. Или иметь начально леску намотанной на катушку типа 'Невская' с достаточно жестким стопором-трещёткой.
Взяв леску, плывешь в заданную точку водоема. Скажем, к буйку с кормушкой. Резинка и груз свободно лежат на дне лодки. Вытягиваешь леску, держа её (можно зубами) за конец, к которому прикреплена резинка. Достиг нужного места (буйка), заранее при приближении подтабанил веслами, подтормозил. Остановился. Напарник (трещётка) при этом обеспечивает натяг лески со стороны берега.
2.1.Работа с напарником. Напарник ставит на свой конец лески первый маркер. Разматывает леску дополнительно на расстояние равное длине резинки. Ставит на леску второй маркер и удерживает его в руке. Завозящий переходит к работе по п.1.
2.2.Работа без напарника. Возвращаешься на берег, подматывая и собирая леску на дно лодки. Отмечаешь конец лески (у трещетки) первым маркером. Разматываешь дополнительно леску с катушки на расстояние равное длине резинки. Отмечаешь положение вторым маркером и жестко фиксируешь леску на маркере за воткнутый колышек. Перематываешь отмотанную дополнительную часть лески с берега в лодку и плывёшь устанавливать. Опять к буйку.
2.3.Проплываешь мимо буйка дальше до достижения полного натяга, удерживая леску на прямой так, чтобы она проходила на натяге близко к буйку. Отпускаешь груз. Дальше - всё как в п.1.
Примечание. Сохранение маркеров на магистрали после рыбалки дает возможность быстро найти старую точку при многократных поездках в одно и то же место.
"