24.06.2016 появился приказ за номером 340 МЧС РФ, регламентирующий государственную регистрацию маломерных судов. Приказ вступил в силу 1.01.2017г. Цитирую пункты, которым мне пришлось подчиниться, потому как новую лодку ПВХ «Касатка» я поехал регистрировать в ГИМС в апреле 2017г.
…8. Каждому зарегистрированному судну в Реестре присваивается идентификационный номер, который формируется из одиннадцати знаков, состоящих из буквенного кода, порядкового номера и буквенно-цифрового кода, определяющего принадлежность органа регистрации к субъекту Российской Федерации.
Структура идентификационного номера приведена в приложении № 2 к настоящим Правилам.
9. Идентификационный номер наносится контрастным цветом на обоих бортах судна. Середина идентификационного знака должна находиться на расстоянии 1/4 длины корпуса от форштевня одной строкой. Высота букв и цифр должна быть не менее 150 мм, ширина 100 мм, а толщина линий шрифта 15 20 мм.
В случае, если в силу конструктивных особенностей судна отсутствует возможность выполнить требования, установленные настоящим пунктом, размеры и место нанесения идентификационного номера определяются органом регистрации, о чем делается запись в разделах «Особые отметки» судового билета и Реестра.
10. В случае, если в силу конструктивных особенностей судна отсутствует возможность несения Государственного флага Российской Федерации на флагштоке, мачте или другом предназначенном для этого предмете рангоута судна, изображение Государственного флага Российской Федерации размером не менее 300 x 200 миллиметров наносится на корпус судна непосредственно за присвоенным идентификационным номером либо на другой части корпуса судна по согласованию с соответствующим органом регистрации, о чем делается запись в разделах «Особые отметки» судового билета и Реестра.
Обратившись в рекламное агентство, мне изготовили трафарет согласно требованиям.
Теперь о процессе с номером. Лодочная ткань, она не гладкая, между слоями плетение синтетическими нитями, причём очень рельефное плетение. Поэтому трафарет (плёнка) не легла плотно на ткань лодки. Я и малярным скотчем пытался придавить, не помогло. Смутило меня и то, что экосольвентная краска ( отработка с плоттеров ) которую мне дали в рекламном агентстве, разъедает плёнку. Я полгорода изъездил, подыскивая подходящую краску, нашёл в ТК «Панарама» чёрную краску-грунт для пластика. Дома пробовал на куске лодочной ПВХ, результат не понравился. Первое: краска в баллончике, её надо периодически встряхивать. Я в результате хитроумных манипуляций, слил её в небольшую тару. Так вот она расслаивается в неподвижном состоянии. Второе: при тампонировании этой краской по трафарету, она тоже просачивается под плёнку. Короче, отставил я её в сторону, решил использовать отработку от плоттеров (смесь экосольвентных красок). Попробовал на куске баннерной ткани, всё идеально, там прилегание плёнки к ткани очень хорошее, и даже текучая краска не затекает под плёнку. А вот с бугристой лодочной тканью беда. После долгих раздумий, было принято решение обвести буквы по трафарету обычной шариковой ручкой, а трафарет снять, что я и сделал. При экспериментах с отработкой на кусочке лодочной ткани, обычной кисточкой, всё происходит идеально. Физический принцип поверхностного натяжения жидкости, не даёт этой краске растекаться по ткани, даже при вертикальном расположении ткани. Я намеренно усложнил эксперименты по пространственному расположении ткани, чтобы не было потом «сюрпризов» на накаченных бортах лодки. Но рисовать кисточкой по борту лодки очень сложно, практически невозможно. Учитывая текучесть краски, кистью изляпаешь всю лодку, поэтому я «изобрёл» фламастер. Взял медицинский шприц, ватную палочку, и сделал приспособление для нанесения краски.
Шикарная штука получилась. Рисуешь как фламастером, периодически надавливая на поршень шприца, всё аккуратно и комфортно. Ватные палочки выполнены в виде полых пластиковых трубочек, которые идеально входят в шприц. Теперь о мытарствах с флагом. Краска для ткани ПВХ подходит только одна, это я понял потратив кучу времени в инете, это краска Maraplan PL. Созвонившись с официальным поставщиком этой краски, выяснил купить краску можно только в Москве объёмом не менее 1 литра (банка), стоимость банки 3000 рублей, плюс пересылка, к тому же не все цвета есть в наличии, короче закрыл я тему с этой краской. Выход нашёл в применении ПВХ для натяжных потолков. Съездил в фирму занимающейся натяжными потолками, и купил у них обрезки ПВХ трёх цветов: белый, синий, красный. Плёнка очень тонкая, что плюс, т.к. не сильно выпирает на борту лодки. Но вот по приклейке к борту лодки были определённые сложности. Как известно склейка тканей ПВХ происходит в такой последовательности: наносится клей на обе склеиваемые поверхности, предварительно обе поверхности надо обезжирить ацетоном, сушатся и прикладываются друг к дружке. Потом нагрев феном с прикатывание, или разглаживанием. Клей я использовал специальный для ПВХ фирмы Бостик, и термостабилизатор - присадку Десмодур, короче всё по науке. Всё не так уж и сложно только нужна точность в раскройке тонкого цветного ПВХ, и монтаж флага на малярном скотче. Монтаж цветных полосок на малярном скотче является обязательным условием: 1) формируется качественный флаг без щелей, 2) при нанесении клея на поверхность флага, монтажный скотч не дает ПВХ съёжиться и прийти в негодность, ведь потолочный ПВХ очень тонкий, и клей, имеющий в своём составе ацетон, растворяет ПВХ, поэтому его и коробит. Это очень важное замечание, при работе с таким тонким ПВХ. Это я всё выяснил на своих ошибках, но в итоге всё получилось вполне достойно. Рисовать буквы на борту конечно муторно, и требует почти ювелирной работы, но другого выхода я не вижу. Я пропустил один момент. В самом начале работы, после наклейки трафарета, я решил нанести краску которую мне дали в рекламном агенстве на борт лодки . Краску наносил поролоновым тампоном очень малыми порциями, но краска оказалась агрессивной к плёнке, и края плёнки вздыбились. После того как краска высохла я снял трафарет, результат был плачевный. Испорченные буквы я пытался замыть сольвентом, но ничего не вышло, за сутки краска хорошо высохла, и намертво въелась в борт лодки. Короче, получилась мазьня, которую мне пришлось заклеивать куском потолочного ПВХ белого цвета, по технологии описанной выше. Приклеивал трафарет, и наносил буквы уже на другую основу.
Результат, в общем, не плохой. Но процесс, и мыслительный, и ручной, был достаточно трудоёмкий. А результат на фото ниже.