Тест датчика мгновенного расхода топлива DFM
Устав от мало аргументированных споров о расходе топлива моторов различных марок и тактности, и для оптимизации доводки винтов решил прикупить датчик мгновенного расхода топлива врезаемого в любую топливную магистраль. Выбор пал на белорусский DFM 100. датчик показывает мгновенный (интервал 1-2 сек) расход топлива от 0,5 до 100 л/ч с точностью 1%. Дополнительно можно фиксировать суммарный расход топлива с точностью до 1 мл и время наработки двигателя с точностью до 0,1 ч. показания дисплея расходомера включаются индивидуальным ключом-таблеткой, что делает его кражу бессмысленной. Но через минуту дисплей переходит в спящий режим работы, что, конечно, экономит заряд встроенной батареи, но делает работу с датчиком не всегда удобной. Расходомер не прихотлив к вибрации, влаге, температуре. Но абсолютно бесполезен на моторах с обратной топливной магистралью. На моем дизельке в 4,2 л на холостых оборотах выдал показания расхода 10,6 л/ч при реальных 1,5 л/ч.
Поэкспериментировав на машинах, и убедившись, что датчик «чего-то показывает», перешел на тестирование винтов. Датчик врезал в бензошланг между баком и грушей. груша служила ресивером, гася возможные колебания потока топлива от бензонасоса. Тесты проводил на гидродинамически тяжелой ПВХашке Корсар Комбат 430 с Тохатсу 30 2т. загрузка лодки 260 кг, волнение 10-20 см. бензин пользую дешевый 92 с добавлением 10-15 % 76.
На не прогретом двигателе на холостых оборотах (1000) датчик показал расход 1,1 л/ч. После прогрев при тех же оборотах расход снизился до 0,6 л/ч.
При включенной передаче на холостых (900) расход составил 0,7 л/ч.
Замеры скорости и расхода при различных оборотах свел в таблицу.
Винты были следующие:
1. винт четырехлопастой 8.7 * 10.1 переделан из четырехлопастного винта Solas 11 * 9.9
2. винт Solas 9 * 9.9 стандартный
3. винт Rascal 11 * 10 3/8 стандартный, толщина лопасти 6,5 мм.
4. винт Rascal 11 * 10 3/8 стандартный, толщина лопасти 9 мм.
5. винт Rascal 11 * 10 3/8 уменьшена толщина лопасти с 9 до 5 мм.
6. винт сталь Express 12 * 10 3/8 стандартный.
7. винт сталь Solas Saturn 13 * 10 подрезан по выходящей кромке
8. винт Tohatsu «родной» 13 * 10
9. винт Solas 13 * 9.5 доведенный под комплект
10. винт Solas 13 * 9.9 стандартный
11. винт Rascal 13 * 10 3/8 стандартный
12. винт Rascal 13 * 10 3/8 доведенный под комплект
13. винт Michigan Vortex 14 * 10 3/8 стандартный
14. винт Michigan Vortex 15.2 * 10 доведенный под комплект
Некоторые значения хочется теперь перепроверить и уточнить. Снимать показания с трех разных приборов, и при этом еще и рулить, дело не из легких. В общем погрешность присутствует. Но некоторые важные данные можно выделить. Оказалось, что одни и те же винты одного и того же производителя могут очень сильно отличаться. В поход по Ладоге при выходе из Питера поставил новый раскал 11 шага, загрузка была 570 кг. Пройдя 520 км истратил 100 л бензина и разгрузив лодку до 400 кг поставил раскал 13 шага. Обратно прошел 420 км и истратил 55 л бенза. Закралось подозрение на счет 11 винта. Проверив расходомером два раскала 11 шага (первый был куплен лет 5 назад) обнаружил разницу в расходах топлива аж в 20%. На старом винте расход при 5000 об. составлял 8,8 л/ч. На новом 10,6 л/ч. Первый винт спокойно раскручивался до оборотов 5800, а второй с трудом до 5300. Промеры геометрии винтов показали, что все параметры одинаковые, а вот толщина лопастей существенно отличается. На первом 6,5 мм, на втором – 9 мм!
Показания расходомера с винтом раскал 11 шага с толщиной лопастей 6,5 мм при 5000 об.
Сошлифовав толщину лопастей с 9 мм до 5 мм винт стал легко раскручиваться до 5900 об. и расход снизился при 5000 об. до 8,4 л/ч.
Приборчик, в общем, интересный. Иногда нужный. За несколько минут позволяет определить оптимальный винт и режим хода. Что, согласитесь, не мало важно в расчете запаса топлива перед дальним походом.
Кстати, ни один из приятелей не дал устанавливать расходомер на свой мотор. Зато продолжают горлопанить о ничтожном расходе на их 4т двигателях, ссылаясь на поход «за тридевять морей с мензуркой топлива».
проверил датчик дополнительно. в бочку с солярой засунул электробензонасос. на выходе подключил датчик, к нему шланг с зажимом. с помощью зажима выставил расход на датчике 3 л/ч. за 10 мин налилось 0,5 л соляры. вроде все точно.
а вот при больших расходах, более 80 л/ч, автоматика иногда срабатывает "на продув". отключает расходомер. именно об этом и предупреждали продавцы, и рекомендовали датчик большей производительности.
игрушка интересная, пока не надоела. интересно сравнить с другими расходомерами.
Поэкспериментировав на машинах, и убедившись, что датчик «чего-то показывает», перешел на тестирование винтов. Датчик врезал в бензошланг между баком и грушей. груша служила ресивером, гася возможные колебания потока топлива от бензонасоса. Тесты проводил на гидродинамически тяжелой ПВХашке Корсар Комбат 430 с Тохатсу 30 2т. загрузка лодки 260 кг, волнение 10-20 см. бензин пользую дешевый 92 с добавлением 10-15 % 76.
На не прогретом двигателе на холостых оборотах (1000) датчик показал расход 1,1 л/ч. После прогрев при тех же оборотах расход снизился до 0,6 л/ч.
При включенной передаче на холостых (900) расход составил 0,7 л/ч.
Замеры скорости и расхода при различных оборотах свел в таблицу.
Винты были следующие:
1. винт четырехлопастой 8.7 * 10.1 переделан из четырехлопастного винта Solas 11 * 9.9
2. винт Solas 9 * 9.9 стандартный
3. винт Rascal 11 * 10 3/8 стандартный, толщина лопасти 6,5 мм.
4. винт Rascal 11 * 10 3/8 стандартный, толщина лопасти 9 мм.
5. винт Rascal 11 * 10 3/8 уменьшена толщина лопасти с 9 до 5 мм.
6. винт сталь Express 12 * 10 3/8 стандартный.
7. винт сталь Solas Saturn 13 * 10 подрезан по выходящей кромке
8. винт Tohatsu «родной» 13 * 10
9. винт Solas 13 * 9.5 доведенный под комплект
10. винт Solas 13 * 9.9 стандартный
11. винт Rascal 13 * 10 3/8 стандартный
12. винт Rascal 13 * 10 3/8 доведенный под комплект
13. винт Michigan Vortex 14 * 10 3/8 стандартный
14. винт Michigan Vortex 15.2 * 10 доведенный под комплект
Некоторые значения хочется теперь перепроверить и уточнить. Снимать показания с трех разных приборов, и при этом еще и рулить, дело не из легких. В общем погрешность присутствует. Но некоторые важные данные можно выделить. Оказалось, что одни и те же винты одного и того же производителя могут очень сильно отличаться. В поход по Ладоге при выходе из Питера поставил новый раскал 11 шага, загрузка была 570 кг. Пройдя 520 км истратил 100 л бензина и разгрузив лодку до 400 кг поставил раскал 13 шага. Обратно прошел 420 км и истратил 55 л бенза. Закралось подозрение на счет 11 винта. Проверив расходомером два раскала 11 шага (первый был куплен лет 5 назад) обнаружил разницу в расходах топлива аж в 20%. На старом винте расход при 5000 об. составлял 8,8 л/ч. На новом 10,6 л/ч. Первый винт спокойно раскручивался до оборотов 5800, а второй с трудом до 5300. Промеры геометрии винтов показали, что все параметры одинаковые, а вот толщина лопастей существенно отличается. На первом 6,5 мм, на втором – 9 мм!
Показания расходомера с винтом раскал 11 шага с толщиной лопастей 6,5 мм при 5000 об.
Сошлифовав толщину лопастей с 9 мм до 5 мм винт стал легко раскручиваться до 5900 об. и расход снизился при 5000 об. до 8,4 л/ч.
Приборчик, в общем, интересный. Иногда нужный. За несколько минут позволяет определить оптимальный винт и режим хода. Что, согласитесь, не мало важно в расчете запаса топлива перед дальним походом.
Кстати, ни один из приятелей не дал устанавливать расходомер на свой мотор. Зато продолжают горлопанить о ничтожном расходе на их 4т двигателях, ссылаясь на поход «за тридевять морей с мензуркой топлива».
проверил датчик дополнительно. в бочку с солярой засунул электробензонасос. на выходе подключил датчик, к нему шланг с зажимом. с помощью зажима выставил расход на датчике 3 л/ч. за 10 мин налилось 0,5 л соляры. вроде все точно.
а вот при больших расходах, более 80 л/ч, автоматика иногда срабатывает "на продув". отключает расходомер. именно об этом и предупреждали продавцы, и рекомендовали датчик большей производительности.
игрушка интересная, пока не надоела. интересно сравнить с другими расходомерами.