Смазка для катушек своими руками
История вопроса:
Возникла необходимость обслужить катушки, фирменных смазок не было в наличии. Покурил разные форумы по техническому обслуживанию катушек, почитал кто чем мажет, порылся в интернете, изучил рынок автомобильных смазок и в результате вырисовалась такая картина:
1. Жидкая смазка фирмы Gunk "Spray Lubricant with PTFE" купил в автомагазине "Русь". Только я не пользуюсь как спреем - это ужасное изобретение годится для обработки колхозных полей, но не смазки катушек. Переливаю в масленку типа как в швейных машинках.
2. Консистентная смазка Томфлон МЗ 60 (шестерни, подшипники)
3. Силиконовая смазка СИ-180 (для кнобов). Но это моя паранойя - опасаюсь, что минеральное масло испортит кноб. Может зря боюсь?
Но нет мне покоя, хочется чего-то получше. Еще тревожит отсутствие данных по основе Gunk, скорее всего минеральное и по типу загустителя в Томфлон МЗ 60 - а вдруг литиевый, это не хорошо.
И вот, ковыряясь в литературе нашел К.К. Папок Н.А. Рагозин "Словарь по топливам, маслам, смазкам, присадкам и специальным жидкостям" 1975г. издания нашел вот что, привожу цитату:
ЧАСОВАЯ ПС-Ч (ГОСТ 9636-56) - полужидкая антифрикционная приборная смазка. Получают загущением смеси фракции турбинного масла и костного масла (72:25) церезином (2%) и пчелиным воском (1%). Содержит 1% n-оксидифениламина. Применяют для смазывания пружин будильников и других приборов.
ЧАСОВАЯ РС-1 (ГОСТ 7936-56) - пластичная антифрикционная приборная смазка. Получают загущением смеси фракции турбинного масла и костного масла (62:25) церезином (9%) и пчелиным воском (4%). Содержит 1% n-оксидифениламина. Применяют для смазывания узла завода и перевода стрелок наручных и карманных часов и рычажных систем приборов.
Прочитал и испытал озарение: этот рецепт легко повторить в домашних условиях. Вязкость и базовое масло можно выбрать по вкусу, т.е. понятно, что не пробовать на вкус, а в зависимости от решаемой задачи.
---------- Сообщение добавлено в 15:47 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 15:46 ----------
Краткий анализ рецептуры.
Итак, основа - смесь турбинного и костного масла. Турбинное это минеральное высоковязкое масло. Костное масло - масло животного происхождения, очень хорошо удерживается на смазываемых поверхностях благодаря полярности молекул и не высыхает в течение нескольких лет. Это масло не образует твердой пленки. Встречал информацию, что смазывающие свойства лучше, чем у минеральных масел, но без цифр и доказательств.
Загуститель - церезин и пчелиный воск в пропорции 2:1. Общее количество 3-13%. Собственно количество близко аналогичным смазкам с мыльным загустителем. Для справки: в Литол-24 13% литиевого мыла. Температура плавления воска и церезина находится в диапазоне 65-80°С. Меня устраивает. Хотя в ГОСТе для ЧАСОВАЯ РС-1 указана темп. применения: -10 +40°С. Я уже при +30°С не способен рыбачить - сижу в тени пью квас.
И наконец, n-оксидифениламин - это антиокислительна присадка.
Возникла необходимость обслужить катушки, фирменных смазок не было в наличии. Покурил разные форумы по техническому обслуживанию катушек, почитал кто чем мажет, порылся в интернете, изучил рынок автомобильных смазок и в результате вырисовалась такая картина:
1. Жидкая смазка фирмы Gunk "Spray Lubricant with PTFE" купил в автомагазине "Русь". Только я не пользуюсь как спреем - это ужасное изобретение годится для обработки колхозных полей, но не смазки катушек. Переливаю в масленку типа как в швейных машинках.
2. Консистентная смазка Томфлон МЗ 60 (шестерни, подшипники)
3. Силиконовая смазка СИ-180 (для кнобов). Но это моя паранойя - опасаюсь, что минеральное масло испортит кноб. Может зря боюсь?
Но нет мне покоя, хочется чего-то получше. Еще тревожит отсутствие данных по основе Gunk, скорее всего минеральное и по типу загустителя в Томфлон МЗ 60 - а вдруг литиевый, это не хорошо.
И вот, ковыряясь в литературе нашел К.К. Папок Н.А. Рагозин "Словарь по топливам, маслам, смазкам, присадкам и специальным жидкостям" 1975г. издания нашел вот что, привожу цитату:
ЧАСОВАЯ ПС-Ч (ГОСТ 9636-56) - полужидкая антифрикционная приборная смазка. Получают загущением смеси фракции турбинного масла и костного масла (72:25) церезином (2%) и пчелиным воском (1%). Содержит 1% n-оксидифениламина. Применяют для смазывания пружин будильников и других приборов.
ЧАСОВАЯ РС-1 (ГОСТ 7936-56) - пластичная антифрикционная приборная смазка. Получают загущением смеси фракции турбинного масла и костного масла (62:25) церезином (9%) и пчелиным воском (4%). Содержит 1% n-оксидифениламина. Применяют для смазывания узла завода и перевода стрелок наручных и карманных часов и рычажных систем приборов.
Прочитал и испытал озарение: этот рецепт легко повторить в домашних условиях. Вязкость и базовое масло можно выбрать по вкусу, т.е. понятно, что не пробовать на вкус, а в зависимости от решаемой задачи.
---------- Сообщение добавлено в 15:47 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 15:46 ----------
Краткий анализ рецептуры.
Итак, основа - смесь турбинного и костного масла. Турбинное это минеральное высоковязкое масло. Костное масло - масло животного происхождения, очень хорошо удерживается на смазываемых поверхностях благодаря полярности молекул и не высыхает в течение нескольких лет. Это масло не образует твердой пленки. Встречал информацию, что смазывающие свойства лучше, чем у минеральных масел, но без цифр и доказательств.
Загуститель - церезин и пчелиный воск в пропорции 2:1. Общее количество 3-13%. Собственно количество близко аналогичным смазкам с мыльным загустителем. Для справки: в Литол-24 13% литиевого мыла. Температура плавления воска и церезина находится в диапазоне 65-80°С. Меня устраивает. Хотя в ГОСТе для ЧАСОВАЯ РС-1 указана темп. применения: -10 +40°С. Я уже при +30°С не способен рыбачить - сижу в тени пью квас.
И наконец, n-оксидифениламин - это антиокислительна присадка.