• ВНИМАНИЕ! НЕ ОТПРАВЛЯЙТЕ НИКОМУ ПРЕДОПЛАТЫ! ДАЖЕ ЛЮДЯМ ДАВНО ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫМ НА ФОРУМЕ И ИМЕЮЩИМ БОЛЬШУЮ ФОРУМНУЮ РЕПУТАЦИЮ!

Смазка для катушек своими руками (Просматривает: 1)

С нами с
14.10.2012
Сообщения
6
Репутация
10
Возраст
64
Откуда
Москва, Каховка
Смазка для катушек своими руками
История вопроса:
Возникла необходимость обслужить катушки, фирменных смазок не было в наличии. Покурил разные форумы по техническому обслуживанию катушек, почитал кто чем мажет, порылся в интернете, изучил рынок автомобильных смазок и в результате вырисовалась такая картина:
1. Жидкая смазка фирмы Gunk "Spray Lubricant with PTFE" купил в автомагазине "Русь". Только я не пользуюсь как спреем - это ужасное изобретение годится для обработки колхозных полей, но не смазки катушек. Переливаю в масленку типа как в швейных машинках.
2. Консистентная смазка Томфлон МЗ 60 (шестерни, подшипники)
3. Силиконовая смазка СИ-180 (для кнобов). Но это моя паранойя - опасаюсь, что минеральное масло испортит кноб. Может зря боюсь?

Но нет мне покоя, хочется чего-то получше. Еще тревожит отсутствие данных по основе Gunk, скорее всего минеральное и по типу загустителя в Томфлон МЗ 60 - а вдруг литиевый, это не хорошо.

И вот, ковыряясь в литературе нашел К.К. Папок Н.А. Рагозин "Словарь по топливам, маслам, смазкам, присадкам и специальным жидкостям" 1975г. издания нашел вот что, привожу цитату:
ЧАСОВАЯ ПС-Ч (ГОСТ 9636-56) - полужидкая антифрикционная приборная смазка. Получают загущением смеси фракции турбинного масла и костного масла (72:25) церезином (2%) и пчелиным воском (1%). Содержит 1% n-оксидифениламина. Применяют для смазывания пружин будильников и других приборов.
ЧАСОВАЯ РС-1 (ГОСТ 7936-56) - пластичная антифрикционная приборная смазка. Получают загущением смеси фракции турбинного масла и костного масла (62:25) церезином (9%) и пчелиным воском (4%). Содержит 1% n-оксидифениламина. Применяют для смазывания узла завода и перевода стрелок наручных и карманных часов и рычажных систем приборов.
Прочитал и испытал озарение: этот рецепт легко повторить в домашних условиях. Вязкость и базовое масло можно выбрать по вкусу, т.е. понятно, что не пробовать на вкус, а в зависимости от решаемой задачи.

---------- Сообщение добавлено в 15:47 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 15:46 ----------

Краткий анализ рецептуры.
Итак, основа - смесь турбинного и костного масла. Турбинное это минеральное высоковязкое масло. Костное масло - масло животного происхождения, очень хорошо удерживается на смазываемых поверхностях благодаря полярности молекул и не высыхает в течение нескольких лет. Это масло не образует твердой пленки. Встречал информацию, что смазывающие свойства лучше, чем у минеральных масел, но без цифр и доказательств.
Загуститель - церезин и пчелиный воск в пропорции 2:1. Общее количество 3-13%. Собственно количество близко аналогичным смазкам с мыльным загустителем. Для справки: в Литол-24 13% литиевого мыла. Температура плавления воска и церезина находится в диапазоне 65-80°С. Меня устраивает. Хотя в ГОСТе для ЧАСОВАЯ РС-1 указана темп. применения: -10 +40°С. Я уже при +30°С не способен рыбачить - сижу в тени пью квас.
И наконец, n-оксидифениламин - это антиокислительна присадка.
 
Смазка для катушек своими руками
Изготовление смазки:
Не удержался и сразу сварил свою первую смазку из того, что было в доме: на водяной бане растопил парафин (свечка) и смешал с аптечным вазелиновым маслом. После остывания получилась вполне себе консистентная смазка.
Потом попытался сформулировать свои требования к смазке. Итак, главная передача у нас гипоидная, следовательно имеем скольжение зубьев друг подругу. Стало быть первое требование - высокие антизадирные свойства. Второе - высокая липкость, чтобы смазка удерживалась на ведущем зуб. колесе. Третье - водостойкость. Четвертое - неагрессивность, т.е. не вызывать коррозию и разрушение резинок, пластиков, краски. По вязкости: хочется получить вязкость меньше, чем традиционные автомобильные смазки, так на глазок показатель NLGI где-то в районе 0 или 00.

Компоненты
Костное масло. Чистое не нашел, купил Vanner & Prest Neatsfoot Compound в магазине лошадиной амуниции. Это средство по уходу за кожей сбруи, представляет собой смесь костного и минерального масел. Пропорции не сообщаются, для определенности буду считать 1:1. Сравнил цвет этого продукта и чистого на картинке в интернете - вроде мое предположение верно.

Вместо турбинного масла взял трансмиссионное полусинтетическое масло ZIC G-EP 80W-90 исходя из таких соображений: вязкое, уже содержит присадки (я надеюсь) антиокислительные и противозадирные, уже есть в наличии (валяются остатки, выбросить было жалко). В принципе можно было бы взять моторное, но трансмиссионное милее сердцу.
Церезин валялся на даче - осталось в наследство от деда, он им вощил нитки при шитье кожи. Спасибо деду.

Воск был в наличии, не очень чистый, я его дополнительно медленно расплавил, верхнюю часть использовал, осадок вылил. В принципе можно было купить на ярмарке меда, но было лениво ехать.
По количеству:
Neatsfoot Compound 47% (Чтобы сохранить долю чистого масла ок. 25%)
Масло трансмиссионное 47%
Церезин 4%
Воск пчелиный 2%
На водяной бане расплавил воск и церезин, добавил Neatsfoot Compound и трансмиссионку, выдержал до полного расплавления и смешения. Охладил. Готово.
Вот что получилось.
 

Вложения

  • cerezin_0027.JPG
    45.8 КБ · Просмотры: 673
    cerezin_0027.JPG
  • kostnoe maslo_0025.JPG
    51.4 КБ · Просмотры: 693
    kostnoe maslo_0025.JPG
  • smazka_v1_0030.JPG
    64.3 КБ · Просмотры: 857
    smazka_v1_0030.JPG
Смазка для катушек своими руками
Вариант смазки с фторопластом:
Neatsfoot Compound 50%
Масло трансмиссионное 40%
Церезин 3%
Воск пчелиный 2%
Фторопласт "Флуралит" 5%
Тут возникли проблемы: порошок фторопласта лежит на поверхности масла и не смачивается и не тонет. После охлаждения пришлось долго и упорно перемешивать до получения однородности.
В этом рецепте я уменьшил общее к-во загустителя с 6 до 5%, т.к. читал, что мелкодисперсный фторопласт сам по себе является загустителем. Ничего подобного, уменьшил церезина на 1% и соответственно получил более мягкую смазку. Если первый вариант при перевороте банки на ребро не вытекал, то этот начинает течь.
Дальше помажу пару катушек, осенью посмотрим результат. К сожалению провести серьезные лабораторные испытания нет возможности.
Извините за многословность. Дерзайте.
 

Вложения

  • smazka_v2_0040.JPG
    50 КБ · Просмотры: 466
    smazka_v2_0040.JPG
Смазка для катушек своими руками
Мое ИМХО ,конечно можно поипаться если есть время,желание,задатки химика и лишние деньги..но всяко готовый спец продукт будет лучше да и дешевле, посчитайте сколько смазок Вы закупили и перепробовали.и не факт, что из это будет толк.:(
 
Смазка для катушек своими руками
Мое ИМХО ,конечно можно поипаться если есть время,желание,задатки химика и лишние деньги..но всяко готовый спец продукт будет лучше да и дешевле, посчитайте сколько смазок Вы закупили и перепробовали.и не факт, что из это будет толк.:(

Спорить не буду. В самом начале честно признался, что захотелось сам процесс, хотя результат тоже нужен, но вторичен.

Забыл написать расходы:
Neatsfoot Compound - 0,5л - 570р.
Фторопласт "Флуралит" 0,1 кг - 200р.
Все остальное было в наличии.
 
Смазка для катушек своими руками
Вы молодец)
уважаю таких людей
Наверное, и нейлон, и флюорокарбон, да и катушки когда-то были придуманы оттого, что "захотелось сам процесс"
ЗЫ: если надо будет турбинного масла - с работы принесу, мне несложно. :) тогда в личку черкните
 
Смазка для катушек своими руками
Снимаю шляпу, вы проделали колосальную работу, молодец! Много полезного для себя нашол +100 .
 
Смазка для катушек своими руками
Просто башню снесло от таких опытов..... Я с Вас балдею....:eek::eek::eek:
 
Смазка для катушек своими руками
Смазка для катушек своими руками
Дорогие коллеги, спасибо за поддержку.

Вы молодец)
уважаю таких людей
Наверное, и нейлон, и флюорокарбон, да и катушки когда-то были придуманы оттого, что "захотелось сам процесс"
ЗЫ: если надо будет турбинного масла - с работы принесу, мне несложно. :) тогда в личку черкните

Спасибо за предложение, но трансмиссионное масло будет предпочтительнее из-за наличия присадок.
Я сейчас ищу синтетическое диэфирное масло ВНИИ НП-50-1-4ф или ВНИИ НП 50-1-4У (используется в авиации). Проблема общая - бочку/тонну пожалуста, а литр никто не продаст.
 
Смазка для катушек своими руками
Пользуйте пожизненную Thermoflex Spezialfett от Ликви Моли, и будет Вам счастье.

Смазка безусловно великолепна. Основа - синтетическое масло ПАО, загуститель - литиевое мыло. Вот это меня и пугает.
У меня образовалось предубеждение после прочтения исследований велосипедиста-фаната (в хорошем смысле). Он исследовал корозионное влияние Литол-24 на алюминиевые сплавы, а Литол как раз сделан на литиевом мыле.
Цитата:
Исходя из этого я с полной ответственностью заявляю что литол алюминий не разрушает и вообще никак с ним не реагирует. Но сразу оговорюсь, это при отсутствии влаги.
Боюсь что во влажных условиях результаты будут совсем другими. Дело в том что литиевые мыла, содержащиеся в литоле - это не что иное как соли сильного основания (литий) и слабой кислоты (12-оксистеариновая), а такие соли легко гидролизуются (разрушаются) водой: C17H34(OH)COOLi + H2O = C17H34(OH)COOH + LiOH В результате этого процесса образуется щелочь (LiOH), а вот с ними то алюминий весьма охотно реагирует. И хотя химическая энциклопедия позиционирует литол как водостойкую смазку, надо всё таки проверить как будет вести себя литол по отношению к алюминию в присутствие воды.
Литол с водой:
По прошествии двух месяцев (с 16.03 по 19.05) после соединения трёх основных компонентов - литола, алюминия и воды, я посмотрел что получилось, и честно говоря немного удивился. Не ожидал такой ярко выраженной коррозии.
Поверхность, покрытая литолом никак не изменилась. Этот факт подтверждает моё предположение о том, что литол и алюминий не совместимы только в присутствии воды, и строго говоря алюминий разрушается не под действием литола, а от продуктов взаимодействия литола с водой.

Полностью можно прочитать здесь:
egain*ru/Aktivnyiy_otdyh/Turizm/Veloturizm/Vasha_tehnika/Litol_i_alyuminiiy___okolo_nauchnyiy_eksperiment*html
(звездочки заменить на точки)

Получается, промокла катушка, смазанная литиевой смазкой - переборка и пересмазка. И одно дело зимой заниматься преборкой, а в сезон - увольте, лето и так короткое.
Но это мои тараканы. Любой из вас спросит: "ну-ка, предъяви катушку со сгнившими от корозии шестернями" - не видел! ни в живую, ни на фото в интернете. Так что Thermoflex Spezialfett вполне достойная смазка, кстати, по отзывам хорошо работает при низких температурах благодаря синтетической основе.
 
Смазка для катушек своими руками
Любой из вас спросит: "ну-ка, предъяви катушку со сгнившими от корозии шестернями" - не видел! ни в живую, ни на фото в интернете.

Как ни смешно, я видел! :eek:
Смазана была Литолом (уточнил у клиента), эксплуатировалась весьма жестко. На весь силумин страшно было смотреть! Он не рассыпался, но имел явные и весьма сильные следы коррозии, вплоть до небольших поверхностных каверн. Ни до, ни после такого не видел, даже на катушке, которая 3 месяца (!!!) пролежала на дне реки.
Собственный опыт - мазал Орион 001 (кто то еще помнит такие???) 158-й, тоже видно было, что шестерням нехорошо... Но тогда (в середине 80-х) другого выбора не было...
Так, что ответственно подтверждаю, Литол (и ему подобные) в катушках лучше не использовать.
 
Смазка для катушек своими руками
А не проще было использовать циатим221ф ?
Готовлюсь к сезону изучаю вопрос, спасибо
 
Смазка для катушек своими руками
Драйвер сказал(а):
Любой из вас спросит: "ну-ка, предъяви катушку со сгнившими от корозии шестернями" - не видел! ни в живую, ни на фото в интернете.

......:D.....
 

Вложения

  • P1080120.JPG
    56.8 КБ · Просмотры: 890
    P1080120.JPG
Смазка для катушек своими руками

Сейчас смотрят

Назад
Вверх