Ремонт датчика эхолота "Практик" ЭР-4(6). (Просматривает: 1)

С нами с
28.09.2007
Сообщения
2 294
Репутация
1 973
Откуда
Беларусь, Витебск
Ремонт датчика эхолота "Практик" ЭР-4(6).
На создание этой темы меня спровоцировал :) ряд постов на этом форуме и на форуме производителя .
karavai сказал(а):
...приобрёл новую модель ЭР-6 Про и решил "протестить" его в "демо" режиме и обнаружил такую вещь с "родным" датчиком он работает на 5+ ,а вот с датчиком от ЭР-4 Про2 показывает всякую ерунду и наоборот с датчиком от ЭР-6 Про эхолот ЭР-4 Про2 работает на воздухе отлично, а вот с "родным" на воздухе в обще показаний нет! Зачистка контактов не помогла! Вот у меня и созрел так сказать вопрос,что мне делать если датчики взаимозаменяемые то получается датчик то ЭР-4 Про2 неисправен и его нужно менять, а он не дешевый и гарантия уже кончилась пока я это обнаружил, обидно что хватило на один сезон, датчик не ударял и относился максимально бережно
karavai сказал(а):
Отправил письмо в сервис Центр получил ответ "Вы могли плохо закрутить датчик и в бат. отсек могла попасть вода или коррозия или не вытащить вовремя батарейку, поэтому нужно заменить датчик стоит 900 рублей." Такое впечатление что менеджер плохо прочитал мой пост или не совсем в "теме
vas(разработчик) сказал(а):
Проверить электронику можно если замкнуть минус батарейки и резьбу в батарейном отсеке.
Причиной такого поведения прибора может быть батарейный отсек или датчик . Где то пропадает контакт.
Присылайте в наш адрес прибор. Все восстановим.
Alex сказал(а):
Уважаемый VAS!
В субботу эхолотик отработал на ура. В воскресенье опять забараздил ..отключается и все.. раз 10 батарейку переключал. включится мин на 3-5 и все отключается. Я взял с собой проводок и в очередной раз после отключения, отвернул датчик и проводком соединил батарейку и минус батотсека. эхолот сразу среагировал и включился. ввернул обратно датчик..тишина. Отвернув датчик, я чуть отогнул пружинку и зачистив ее от клея уложил на край резьбы и о чудо эхолот включился и проработал до конца рыбалки
Данные нелепые неисправности проявлялись неоднократно на моём эхолоте и эхолоте моего товарища (оба ЭР-4Про).

Хорошо, когда есть сервис. Плохо, когда он далеко. (народная мудрость :))

Живем мы в Беларуси. До Зеленограда метро не ходит...:(

Датчик на эхолоте товарища я ремонтировал года 2 назад. Тогда пошел не совсем правильным путём (разбирать начал со стороны излучающей обкладки пьезопластины). Разобрал аккуратно. Именно эта разборка и позволила чётко представлять, как собран датчик и как его проще ремонтировать (как не горько это звучит :(). Датчик был восстановлен и работает до сих пор.

У датчиков Практика 2 типовых :) неисправности:
1. При завинчивании головы эхолот не включается или включается и тут же отключается.
2. Периодическое пропадание или ослабление сигнала при изменении усилия закручивания датчика.

Первая неисправность связана с тем, что коническая пружина, поджимающая минусовой контакт батарейки должна иметь идеальный электрический контакт с металлическим корпусом датчика. Именно при вкручивании датчика по резьбе в баррокорпус :) питание подаётся дальше по кабелю в "голову" эхолота. Потерь здесь быть не должно.
А они есть. Причём вплоть до полного отсутствия контакта пружины с латунным корпусом датчика. В лучшем случае - механический контакт полувитка окисленной пружины с краем резьбы корпуса :eek:. Внутри датчика пружина не соединена с латунным корпусом :(.

У второй неисправности (потеря чуйки) уши растут из того-же места.
Усики с двух сторон датчика передают сигнал к/от одной из обкладок пьезокерамической пластины (вторая обкладка соединена с корпусом датчика). К этому отрезку сталистой проволоки (ну не похожа она на бериллиевую бронзу :neznayu:), выходящей в виде усиков, внутри "припаян" провод, идущий от обкладки пьезодатчика. "Припаян" в кавычках - потому что припаять к этому отрезку проволоки ничего не возможно. Пайка производителя имеет только внешний вид контакта. Окисленная проволока рано или поздно отторгает припой и... начинаются глюки с определением глубины и подводных объектов.

Как будем лечить?
Откусываем пружину.
Удаляем наклейку со знаком "-". Под ней слой полупрозрачного пластика от термопистолета. Удаляем его.
Ниже расположен слой вспененной резины (поглотитель колебаний). Аккуратно его расковыриваем. Появляется искривленная нашими тугими закручиваниями проволочка, создающая усики по краям датчика. На ней видим капельку припоя, которая при легком усилии двигается по проволоке и потом вообще отваливается. Вместе с этим полностью пропадает контакт провода, идущего от пьезокристалла. Это и есть заложенная производителем мина замедленного действия :yes:.

Аккуратно удаляем резиновый наполнитель дальше (но не выбрасываем крошку!). Ищем "хвостик" провода. При "потере" его нам придётся ковырять до обкладки пьезоэлемента и паяться прямо к ней - а это лищний гимор. Нам этого не надо.

Удлиняем провод от пьезокристалла и паяем его к поперечной контактной проволоке. Перед этим эту проволоку основательно зачищаем в "колодце" корпуса датчика (а кто говорил, что будет легко? :)).
Залудить этот отрезок проволоки, равно как и коническую контактную пружину без хорошего флюса невозможно. Я использовал флюс Ф38Н с последующей промывкой спиртом.

Полдела сделано! :thumbupq:
Теперь будем собирать датчик...
Резиновой крошкой, оставшейся от ковыряния "недр" датчика, засыпаем его нутро, похоронив под этой крошкой наши надежды на восстановление датчика :D.
Потом наносим сверху слой силиконового автогерметика (я использовал Mannol). Наносить герметик вместо крошки нельзя! Во-первых он недостаточно демпфирует сигнал (в отличии от вспененной резины), а во-вторых эти герметики - ещё та зараза. В них присутствует уксусная кислота, способная оказать негативное воздействие на припой и обкладки пьезокристалла. Поэтому только сверху крошки.
Но не стоит бояться применять силиконовый герметик. Уксусная кислота, входящая в его состав после полимеризации герметика быстро испаряется (для тонкого слоя достаточно суток).

А мы пока закрепим пружину. И не просто закрепим, а создадим отличный электрический контакт между нею и латунным корпусом датчика. Мы её припаяем. Предварительно зачистим полвитка и залудим (привет от флюса Ф38Н и тех.спирта). Залудим внутренний паз резьбовой части латунного датчика, вставим туда пружину и припаяем на протяжении полвитка (я дополнительно опустил небольшой хвостик пружины вниз к герметику).

Через сутки сушки герметика аккуратно заливаем оставшуюся полость эпоксидной смолой и наносим сверху наклейку "-".
После отвержения смолы можно устанавливать датчик на место и поверять работу эхолота.
Больше датчик вас не подведёт.

Все написанное выше ИМХО. В случае следования моей инструкции вы будете делать это на свой страх и риск.
 

Вложения

  • Фото0149.jpg
    59.7 КБ · Просмотры: 2 372
    Фото0149.jpg
  • Фото0154.jpg
    60.1 КБ · Просмотры: 2 328
    Фото0154.jpg
  • Фото0157.jpg
    51.5 КБ · Просмотры: 2 310
    Фото0157.jpg
  • Фото0161.jpg
    82.2 КБ · Просмотры: 2 341
    Фото0161.jpg
  • Фото0163.jpg
    74.2 КБ · Просмотры: 2 299
    Фото0163.jpg
  • Фото0166.jpg
    68.8 КБ · Просмотры: 2 226
    Фото0166.jpg
  • Фото0167.jpg
    72.2 КБ · Просмотры: 2 180
    Фото0167.jpg
  • Фото0170.jpg
    52.6 КБ · Просмотры: 2 270
    Фото0170.jpg
  • Фото0173.jpg
    57.5 КБ · Просмотры: 2 177
    Фото0173.jpg
  • Фото0176.jpg
    66.7 КБ · Просмотры: 2 244
    Фото0176.jpg
Ремонт датчика эхолота "Практик" ЭР-4(6).
На создание этой темы меня спровоцировал :) ряд постов на этом форуме и на форуме производителя .


Хорошо, когда есть сервис. Плохо, когда он далеко. (народная мудрость :))

Живем мы в Беларуси. До Зеленограда метро не ходит...:

Уважаемый kolosov! Я пытался выяснить варианты самостоятельных действий при неисправности эхолота на rusonarе, но VAS видимо не реагирует на такие вопросы. Другим только предлагает присылать на ремонт, или пишет что так и должно быть. У меня при вкручивании датчика экран сразу включается, глубина 0.00, никаких изменений. Без силиконового кольца на датчике видно, что усики плотно прижаты к контактному кольцу. Заподозрил причину в датчике. По Вашим фотографиям аккуратно расковырял датчик но не заметил, что контакт отпаян. Всё равно перепаял, проверил - результат 0,00. Вопрос! Можно как-то проверить работоспособность датчика, и есть ли смысл ковырять его с другой стороны? Спасибо!
 
Ремонт датчика эхолота "Практик" ЭР-4(6).
Lesnik73, а датчик щелкает?
Ведь причина может быть как в датчике, так и в "голове".
Для начала нужно подключить заведомо рабочий датчик (дабы исключить возможную неисправность выходного каскада передатчика эхолота).
Также не мешает проверить кабель, соединяющий батотсек с "головой".
И только потом я бы начал ковырять датчик.

Если всё-же причина в датчике, то в вашем случае возможно повреждена сам пьезоизлучатель (последствие удара или падения).
 
Ремонт датчика эхолота "Практик" ЭР-4(6).
Lesnik73, а датчик щелкает?
Ведь причина может быть как в датчике, так и в "голове".
Для начала нужно подключить заведомо рабочий датчик (дабы исключить возможную неисправность выходного каскада передатчика эхолота).
Также не мешает проверить кабель, соединяющий батотсек с "головой".
И только потом я бы начал ковырять датчик.

Если всё-же причина в датчике, то в вашем случае возможно повреждена сам пьезоизлучатель (последствие удара или падения).

Кабель прозвонил, все три провода целые. С датчиками проблема в их отсутствии у знакомых рыбаков, купить с сайта на проверку как-то не не готов. Два вопроса: щелчки должны быть слышны если приложить к уху? Если да, то я пробовал, не слышно ничего. Хотя не глухой, глухаря на току слышу метров за 300. И можно ли мультиметром проверить на включённом эхолоте наличие импульсов подаваемых на датчик? А так летом товарищу давал эхолот, он на кольцо гонял бровки искать, может и ронял датчик. Ещё раз Спасибо!
 
Ремонт датчика эхолота "Практик" ЭР-4(6).
Если поднести к уху - щелчки слышны. Да и "в руку" чувствуется.
Проверять наличие выходных импульсов лучше осциллографом. Между усиком и корпусом датчика.
На худой конец можно попробовать подключить светодиод с резистором 20-47 кОм и посмотреть, будет ли моргать. Полярность не подскажу. Хотя лучше поставить два "светика" встречно-параллельно и с тем же резистором. Но это только на случай, если нет осцилла.

Если сигнал есть, а датчик молчит - можешь его ковырять (всё равно фтопку). У пьезопластины (в виде шайбы) нижняя (наружная) обкладка должна контачить с корпусом датчика, а верхняя (внутренняя) с "усиком.
 

Вложения

  • Безымянный1.jpg
    12.1 КБ · Просмотры: 397
    Безымянный1.jpg
Ремонт датчика эхолота "Практик" ЭР-4(6).
Вот еще пример ремонта обрыва экранирующей оплётки в месте выхода кабеля из батотсека.
Экран восстановлен. Потом место ремонта покрыто бесцветным автосиликоном Mannol (он самый мягкий). Поверх прозрачного силикона, после его отвержения, нанесён чёрный автосиликон той-же торговой марки.

Кстати белый силиконовый кабель не имеет внутри силовой кевларовой нитки (в отличии от серого), частично защищающей кабель от повреждения при растягивании его.
 

Вложения

  • 01.jpg
    62.6 КБ · Просмотры: 1 221
    01.jpg
  • 02.jpg
    78.8 КБ · Просмотры: 1 117
    02.jpg
  • 03.jpg
    31 КБ · Просмотры: 1 074
    03.jpg
  • 04.jpg
    62.1 КБ · Просмотры: 1 017
    04.jpg
Ремонт датчика эхолота "Практик" ЭР-4(6).
Подскажите пожалуйста куда нужно припаять провода. Разобрал датчик полностью, так как провод совсем оторвался. На фото стрелкой капля припоя, вот не знаю был ли провод туда припаян или это я её сделал, когда через верх пытался провод припаять. Там фольга ещё была, но она вся порвалась. Кстати датчик легко разобрался после 15ти минут в духовке.
 

Вложения

  • датчик.jpg
    35.2 КБ · Просмотры: 1 689
    датчик.jpg
Ремонт датчика эхолота "Практик" ЭР-4(6).
Подскажите пожалуйста куда нужно припаять провода. Разобрал датчик полностью, так как провод совсем оторвался. На фото стрелкой капля припоя, вот не знаю был ли провод туда припаян или это я её сделал, когда через верх пытался провод припаять. Там фольга ещё была, но она вся порвалась. Кстати датчик легко разобрался после 15ти минут в духовке.
Датчик,я не разбирал пока.Игорь (Колосов) подскажет на своём практическом опыте.Но кое что и я подскажу.
1. Очень не хорошая ошибка.Греть пластину нельзя.Даже паяльником не долго,а в печке...не знаю последствия.
2.Там,где у Вас стрелка,это один из двух электродов,к которым подводится напряжение.Вся эта поверхность,это напылённый (запечённый)на керамике слой металла(очень тонкий),с ним нужно осторожно,чтобы не перегреть и не отслоить.Там,где есть припой,туда и паять по быстрому,не перегревая.
Второй такой контакт,на нижней стороне колёсика.
Я не знаю,как у них было.Обычно,нижнюю часть,которая открыта от экранирующего корпуса и смотрит в воду,делают минусом(подключают туда минусовой провод.Это земля или экран,называйте как угодно).Как вы будете это всё подсоединять и заливать,не знаю.Но делать это надо правильно,не всё равно как.Припаяться к пластине,нужно тонкими многожильными проводками.Потом вывести их на верх.Дальше,вопрос в том,будете ли Вы повторять батарейную конструкцию Практика с "усикми",кольцами и.т.д или просто подсоедините датчик к схеме экранированным кабелем.Но,батарейку ведь тоже придётся как то присоединять.

---------- Сообщение добавлено в 14:01 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 13:48 ----------

Если нужна схема,то смотрите в ветке "Эл. схемы эхолотов",там есть мой рисунок.
 
Ремонт датчика эхолота "Практик" ЭР-4(6).
Припаял провод, сделал контакт с корпусом и наружным кольцом пьезопластины, контакт с батарейным отсеком сделал как с завода. Датчик издаёт щелчки но прибор показывает нули. До этого припаивал провод, как в первом посте и датчик работал (без заполнения полости), потом залил герметиком и он перестал работать. Расковырял, перепаял, работает. Злил эпоксидной смолой, не работает. А сейчас и не залитый отказывается работать.
 
Ремонт датчика эхолота "Практик" ЭР-4(6).
Припаял провод, сделал контакт с корпусом и наружным кольцом пьезопластины, контакт с батарейным отсеком сделал как с завода. Датчик издаёт щелчки но прибор показывает нули. До этого припаивал провод, как в первом посте и датчик работал (без заполнения полости), потом залил герметиком и он перестал работать. Расковырял, перепаял, работает. Злил эпоксидной смолой, не работает. А сейчас и не залитый отказывается работать.
Работает-не работает.Вы проверяете на воде или на суше?Герметик,применяют больше для заливки свеху.
Проводят УЗ,не все одинаково хорошо.Между рабочей поверхностью(нижней стороной шайбы)и водой,должен быть минимально тонкий(1-2мм)слой эпоксидной смолы без пузырей.Я предпочитаю поэтому прозрачный.
 
  • Cпасибо
Реакции: fla
Ремонт датчика эхолота "Практик" ЭР-4(6).
Проверяю на воздухе, у меня 2 датчика, второй нормально показывает. Нижний слой пластины остался нетронут.
 
Ремонт датчика эхолота "Практик" ЭР-4(6).
Возможно,что до того,как Вы расковыряли датчик,с кабелем были уже большие проблемы,поэтому поведение было разное.
По идее,прихватив к обкладкам пластины пару проводков,всё должно уже работать,если пластина рабочая.Но так,почти никогда не получается проверить.В воду совать плохо(всё раскрыто),в руках держать-будут идти огромные помехи-наводки.Нужно какой то промежуточный вариант.Вам сейчас нужно временное подключение,которое позволит убедиться,что Вы не перегрели пластину,чтобы зря не возиться с заливкой,но экранирование нужно,чтобы помех не было.
 
Ремонт датчика эхолота "Практик" ЭР-4(6).
Ремонт датчика эхолота "Практик" ЭР-4(6).
Подскажите пожалуйста куда нужно припаять провода. Разобрал датчик полностью, так как провод совсем оторвался. На фото стрелкой капля припоя, вот не знаю был ли провод туда припаян или это я её сделал, когда через верх пытался провод припаять. Там фольга ещё была, но она вся порвалась. Кстати датчик легко разобрался после 15ти минут в духовке.
Игорь (Колосов) подскажет на своём практическом опыте.Но кое что и я подскажу.
1. Очень не хорошая ошибка.Греть пластину нельзя.Даже паяльником не долго,а в печке...не знаю последствия.
Даже не знаю, что и сказать...
Так издеваться над датчиком...:eek:
Не уверен, что после всего этого он будет работоспособен.
Danila_12, зачем вы извлекли из корпуса пьезопластину? В чём была нужда?
Собрать теперь всё так, как собрал производитель, вы не сможете :neznayu:.
Нельзя бездумно заливать пьезопластину абы каким герметиком. Вы же читали, что я внутреннюю часть датчика не заливал ничем, а засыпал крошевом вспененной резины (родной) и лишь самый верх загерметизировал.
Главное условие сборки пьезодатчика: обратная сторона пьезопластины должна быть в ЗВУКОПОГЛОЩАЮЩЕМ материале (пенорезина и ей подобное), а наружная часть заливается очень тонким слоем эпоксидной смолы (для защиты от внешних воздействий), т.е. сигнал от пьезопластины должен уходить вниз без ослабления и НЕ ДОЛЖЕН идти вверх (внутрь датчика). Только тогда возможна правильная работа датчика (и то не факт после всего, что он у вас перенёс).

Скорее всего вам придется разориться на 900 руб (новый датчик).
Зато наступив на свои "грабли", вы поимели частичку собственного бесценного опыта :friends:.
 

Сейчас смотрят

Назад
Вверх