Ремонт датчика эхолота "Практик" ЭР-4(6).
На создание этой темы меня спровоцировал ряд постов на этом форуме и на форуме производителя .
Хорошо, когда есть сервис. Плохо, когда он далеко. (народная мудрость )
Живем мы в Беларуси. До Зеленограда метро не ходит...
Датчик на эхолоте товарища я ремонтировал года 2 назад. Тогда пошел не совсем правильным путём (разбирать начал со стороны излучающей обкладки пьезопластины). Разобрал аккуратно. Именно эта разборка и позволила чётко представлять, как собран датчик и как его проще ремонтировать (как не горько это звучит ). Датчик был восстановлен и работает до сих пор.
У датчиков Практика 2 типовых неисправности:
1. При завинчивании головы эхолот не включается или включается и тут же отключается.
2. Периодическое пропадание или ослабление сигнала при изменении усилия закручивания датчика.
Первая неисправность связана с тем, что коническая пружина, поджимающая минусовой контакт батарейки должна иметь идеальный электрический контакт с металлическим корпусом датчика. Именно при вкручивании датчика по резьбе в баррокорпус питание подаётся дальше по кабелю в "голову" эхолота. Потерь здесь быть не должно.
А они есть. Причём вплоть до полного отсутствия контакта пружины с латунным корпусом датчика. В лучшем случае - механический контакт полувитка окисленной пружины с краем резьбы корпуса . Внутри датчика пружина не соединена с латунным корпусом .
У второй неисправности (потеря чуйки) уши растут из того-же места.
Усики с двух сторон датчика передают сигнал к/от одной из обкладок пьезокерамической пластины (вторая обкладка соединена с корпусом датчика). К этому отрезку сталистой проволоки (ну не похожа она на бериллиевую бронзу ), выходящей в виде усиков, внутри "припаян" провод, идущий от обкладки пьезодатчика. "Припаян" в кавычках - потому что припаять к этому отрезку проволоки ничего не возможно. Пайка производителя имеет только внешний вид контакта. Окисленная проволока рано или поздно отторгает припой и... начинаются глюки с определением глубины и подводных объектов.
Как будем лечить?
Откусываем пружину.
Удаляем наклейку со знаком "-". Под ней слой полупрозрачного пластика от термопистолета. Удаляем его.
Ниже расположен слой вспененной резины (поглотитель колебаний). Аккуратно его расковыриваем. Появляется искривленная нашими тугими закручиваниями проволочка, создающая усики по краям датчика. На ней видим капельку припоя, которая при легком усилии двигается по проволоке и потом вообще отваливается. Вместе с этим полностью пропадает контакт провода, идущего от пьезокристалла. Это и есть заложенная производителем мина замедленного действия .
Аккуратно удаляем резиновый наполнитель дальше (но не выбрасываем крошку!). Ищем "хвостик" провода. При "потере" его нам придётся ковырять до обкладки пьезоэлемента и паяться прямо к ней - а это лищний гимор. Нам этого не надо.
Удлиняем провод от пьезокристалла и паяем его к поперечной контактной проволоке. Перед этим эту проволоку основательно зачищаем в "колодце" корпуса датчика (а кто говорил, что будет легко? ).
Залудить этот отрезок проволоки, равно как и коническую контактную пружину без хорошего флюса невозможно. Я использовал флюс Ф38Н с последующей промывкой спиртом.
Полдела сделано!
Теперь будем собирать датчик...
Резиновой крошкой, оставшейся от ковыряния "недр" датчика, засыпаем его нутро, похоронив под этой крошкой наши надежды на восстановление датчика .
Потом наносим сверху слой силиконового автогерметика (я использовал Mannol). Наносить герметик вместо крошки нельзя! Во-первых он недостаточно демпфирует сигнал (в отличии от вспененной резины), а во-вторых эти герметики - ещё та зараза. В них присутствует уксусная кислота, способная оказать негативное воздействие на припой и обкладки пьезокристалла. Поэтому только сверху крошки.
Но не стоит бояться применять силиконовый герметик. Уксусная кислота, входящая в его состав после полимеризации герметика быстро испаряется (для тонкого слоя достаточно суток).
А мы пока закрепим пружину. И не просто закрепим, а создадим отличный электрический контакт между нею и латунным корпусом датчика. Мы её припаяем. Предварительно зачистим полвитка и залудим (привет от флюса Ф38Н и тех.спирта). Залудим внутренний паз резьбовой части латунного датчика, вставим туда пружину и припаяем на протяжении полвитка (я дополнительно опустил небольшой хвостик пружины вниз к герметику).
Через сутки сушки герметика аккуратно заливаем оставшуюся полость эпоксидной смолой и наносим сверху наклейку "-".
После отвержения смолы можно устанавливать датчик на место и поверять работу эхолота.
Больше датчик вас не подведёт.
Все написанное выше ИМХО. В случае следования моей инструкции вы будете делать это на свой страх и риск.
karavai сказал(а):...приобрёл новую модель ЭР-6 Про и решил "протестить" его в "демо" режиме и обнаружил такую вещь с "родным" датчиком он работает на 5+ ,а вот с датчиком от ЭР-4 Про2 показывает всякую ерунду и наоборот с датчиком от ЭР-6 Про эхолот ЭР-4 Про2 работает на воздухе отлично, а вот с "родным" на воздухе в обще показаний нет! Зачистка контактов не помогла! Вот у меня и созрел так сказать вопрос,что мне делать если датчики взаимозаменяемые то получается датчик то ЭР-4 Про2 неисправен и его нужно менять, а он не дешевый и гарантия уже кончилась пока я это обнаружил, обидно что хватило на один сезон, датчик не ударял и относился максимально бережно
karavai сказал(а):Отправил письмо в сервис Центр получил ответ "Вы могли плохо закрутить датчик и в бат. отсек могла попасть вода или коррозия или не вытащить вовремя батарейку, поэтому нужно заменить датчик стоит 900 рублей." Такое впечатление что менеджер плохо прочитал мой пост или не совсем в "теме
vas(разработчик) сказал(а):Проверить электронику можно если замкнуть минус батарейки и резьбу в батарейном отсеке.
Причиной такого поведения прибора может быть батарейный отсек или датчик . Где то пропадает контакт.
Присылайте в наш адрес прибор. Все восстановим.
Данные нелепые неисправности проявлялись неоднократно на моём эхолоте и эхолоте моего товарища (оба ЭР-4Про).Alex сказал(а):Уважаемый VAS!
В субботу эхолотик отработал на ура. В воскресенье опять забараздил ..отключается и все.. раз 10 батарейку переключал. включится мин на 3-5 и все отключается. Я взял с собой проводок и в очередной раз после отключения, отвернул датчик и проводком соединил батарейку и минус батотсека. эхолот сразу среагировал и включился. ввернул обратно датчик..тишина. Отвернув датчик, я чуть отогнул пружинку и зачистив ее от клея уложил на край резьбы и о чудо эхолот включился и проработал до конца рыбалки
Хорошо, когда есть сервис. Плохо, когда он далеко. (народная мудрость )
Живем мы в Беларуси. До Зеленограда метро не ходит...
Датчик на эхолоте товарища я ремонтировал года 2 назад. Тогда пошел не совсем правильным путём (разбирать начал со стороны излучающей обкладки пьезопластины). Разобрал аккуратно. Именно эта разборка и позволила чётко представлять, как собран датчик и как его проще ремонтировать (как не горько это звучит ). Датчик был восстановлен и работает до сих пор.
У датчиков Практика 2 типовых неисправности:
1. При завинчивании головы эхолот не включается или включается и тут же отключается.
2. Периодическое пропадание или ослабление сигнала при изменении усилия закручивания датчика.
Первая неисправность связана с тем, что коническая пружина, поджимающая минусовой контакт батарейки должна иметь идеальный электрический контакт с металлическим корпусом датчика. Именно при вкручивании датчика по резьбе в баррокорпус питание подаётся дальше по кабелю в "голову" эхолота. Потерь здесь быть не должно.
А они есть. Причём вплоть до полного отсутствия контакта пружины с латунным корпусом датчика. В лучшем случае - механический контакт полувитка окисленной пружины с краем резьбы корпуса . Внутри датчика пружина не соединена с латунным корпусом .
У второй неисправности (потеря чуйки) уши растут из того-же места.
Усики с двух сторон датчика передают сигнал к/от одной из обкладок пьезокерамической пластины (вторая обкладка соединена с корпусом датчика). К этому отрезку сталистой проволоки (ну не похожа она на бериллиевую бронзу ), выходящей в виде усиков, внутри "припаян" провод, идущий от обкладки пьезодатчика. "Припаян" в кавычках - потому что припаять к этому отрезку проволоки ничего не возможно. Пайка производителя имеет только внешний вид контакта. Окисленная проволока рано или поздно отторгает припой и... начинаются глюки с определением глубины и подводных объектов.
Как будем лечить?
Откусываем пружину.
Удаляем наклейку со знаком "-". Под ней слой полупрозрачного пластика от термопистолета. Удаляем его.
Ниже расположен слой вспененной резины (поглотитель колебаний). Аккуратно его расковыриваем. Появляется искривленная нашими тугими закручиваниями проволочка, создающая усики по краям датчика. На ней видим капельку припоя, которая при легком усилии двигается по проволоке и потом вообще отваливается. Вместе с этим полностью пропадает контакт провода, идущего от пьезокристалла. Это и есть заложенная производителем мина замедленного действия .
Аккуратно удаляем резиновый наполнитель дальше (но не выбрасываем крошку!). Ищем "хвостик" провода. При "потере" его нам придётся ковырять до обкладки пьезоэлемента и паяться прямо к ней - а это лищний гимор. Нам этого не надо.
Удлиняем провод от пьезокристалла и паяем его к поперечной контактной проволоке. Перед этим эту проволоку основательно зачищаем в "колодце" корпуса датчика (а кто говорил, что будет легко? ).
Залудить этот отрезок проволоки, равно как и коническую контактную пружину без хорошего флюса невозможно. Я использовал флюс Ф38Н с последующей промывкой спиртом.
Полдела сделано!
Теперь будем собирать датчик...
Резиновой крошкой, оставшейся от ковыряния "недр" датчика, засыпаем его нутро, похоронив под этой крошкой наши надежды на восстановление датчика .
Потом наносим сверху слой силиконового автогерметика (я использовал Mannol). Наносить герметик вместо крошки нельзя! Во-первых он недостаточно демпфирует сигнал (в отличии от вспененной резины), а во-вторых эти герметики - ещё та зараза. В них присутствует уксусная кислота, способная оказать негативное воздействие на припой и обкладки пьезокристалла. Поэтому только сверху крошки.
Но не стоит бояться применять силиконовый герметик. Уксусная кислота, входящая в его состав после полимеризации герметика быстро испаряется (для тонкого слоя достаточно суток).
А мы пока закрепим пружину. И не просто закрепим, а создадим отличный электрический контакт между нею и латунным корпусом датчика. Мы её припаяем. Предварительно зачистим полвитка и залудим (привет от флюса Ф38Н и тех.спирта). Залудим внутренний паз резьбовой части латунного датчика, вставим туда пружину и припаяем на протяжении полвитка (я дополнительно опустил небольшой хвостик пружины вниз к герметику).
Через сутки сушки герметика аккуратно заливаем оставшуюся полость эпоксидной смолой и наносим сверху наклейку "-".
После отвержения смолы можно устанавливать датчик на место и поверять работу эхолота.
Больше датчик вас не подведёт.
Все написанное выше ИМХО. В случае следования моей инструкции вы будете делать это на свой страх и риск.
Вложения
-
59.7 КБ · Просмотры: 2 372Фото0149.jpg
-
60.1 КБ · Просмотры: 2 328Фото0154.jpg
-
51.5 КБ · Просмотры: 2 310Фото0157.jpg
-
82.2 КБ · Просмотры: 2 341Фото0161.jpg
-
74.2 КБ · Просмотры: 2 299Фото0163.jpg
-
68.8 КБ · Просмотры: 2 226Фото0166.jpg
-
72.2 КБ · Просмотры: 2 180Фото0167.jpg
-
52.6 КБ · Просмотры: 2 270Фото0170.jpg
-
57.5 КБ · Просмотры: 2 177Фото0173.jpg
-
66.7 КБ · Просмотры: 2 244Фото0176.jpg