После нескольких часов обкатки буксировщика, настало время чуть подробнее поговорить о том, почему мой выбор пал именно на эту модель мотобуксировщика – БАРС - СЛЕДОПЫТ.
Начну с того, что он планируется к использованию только , как средство доставки на рыбалку. Часть пути может быть проделана по суше, но большая часть – по льду Балтики или Ладоги. Поэтому, ожидать пухляка и вообще глубокого снега – маловероятно.
Под «букс» уже заготовлен прицеп, который был изготовлен лет 40, если не 50 назад и прекрасно подошел под длину и ширину мотобуксировщика. Сзади у прицепа есть рейлин, на который прекрасно встали две доски, образовав апрель, по которой буксировщик своим ходом, буквально залетает на прицеп. Чтобы не подрать внутреннюю поверхность дна прицепа, на дно прикреплены 2 дюймовых доски.
Руль «БАРСа» имеет сочленение, что позволяет ему складываться практически в габаритах буксировщика, причем одновременно с этим, выполняя функцию своеобразного гарда. То есть, защищая мотор и бензобак сверху. На сложенный руль отлично ложатся два корыта и вся эта сборка умещается под тентом прицепа.
Погрузку техники и разгрузку осуществляет и один человек, но так как ездим коллективом, то для двух - это работа на 1-2 минуты.
Итак, о буксировщике… Ездил с приятелями и на 3 силах, ездил и на самоделках с 20 лс мотором. Выбирая по принципу минимальной достаточности, остановился на 13 лс. Троих тащит легко, мотор достаточно экономичный. 3600 об/мин на максимуме говорят о том, что мотор используется в самом щадящем режиме и его моторесурс довольно большой, учитывая, что объем 390 см3. Если сравнить с однообъемниками их подвесных лодочных, то будет понятно, почему говорю о щадящем режиме работы. .
Далее – гусеница 500 мм шириной. Понятно, что меньше нельзя. Но у БАРСа она имеет уникальные грунтозацепы, чем-то напоминающие то, что ставится на импортные снежики. Такая гуся позволяет уверенно себя чувствовать практически в любых условиях и передвигаться по небольшим склонам под любыми углами, без особого риска съехать боком в кювет.
На гусе есть четко выделенные места в виде утолщений, в которые отлично войдут шипы. Что, собственно и было сделано при помощи 170 мебельных саморезов с резьбой под дерево, у которых после вворачивания была откушена головка. Так что, по голому льду он легко тащит пару корыт с седоками.
Говоря о гусенице мотобуксировщика «БАРС», стоит отметить еще две особенности этого модельного ряда.
Начну с ведущей шестерни. На шестигранном валу они работают парой. Если взглянуть на те, что стоят на всем знакомых до боли БУРАНАХ, то они сделаны из светлого пластика, который достаточно мягкий и… довольно быстро изнашивается, особенно, если приходится работать в условиях больших нагрузок. Шестерни, которые устанавливаются на БАРС и выглядят заметно иначе , да и материал, из которого они отлиты другой - это сополимер пропилена. Качество этого материала и изделия подтверждены соответствующим Сертификатом соответствия . В результате новое изделие в разы превышает по долговечности и «мотопробегу» все то, что делалось до этого.
Далее, о подвеске… Это именно та конструкция, которая на себя принимает все неровности пути и , поэтому, является одним их важнейших узлов «мотособаки». В «БАРСЕ» подвеска базируется на трех тележках. Колесо каждой из них установлено на закрытый подшипник. Думаю, что никому уже не надо объяснять, что закрытая обойма подшипника, не требующая какой-то дополнительной смазки ни в процессе эксплуатации, ни в периоды межсезонного хранения, это значительно удобнее, чем подшипники открытого типа. Песок туда может попасть, через какие-то промежутки времени через специальное отверстие консистентной смазкой спринцевать их также необходимо. Чуть прозевал с обслуживанием и в нескольких километрах от берега можешь получить весьма приличную проблему.
Говоря о подвеске и распределении удельной нагрузки на поверхность, по которой передвигается мотобуксировщик, нельзя обойти вниманием и еще несколько аспектов. Например, такой: соотношение угла «въезда» к площади опоры. С одной стороны – если увеличивать этот самый угол въезда, то автоматом будет уменьшаться длина прямого участка гусеницы, опирающегося на ровную поверхность. А это, в свою очередь, приведет к уменьшению упора и тягового усилия «букса». Минимизация этого угла сделает чуть более «жесткой» езду по неровностям и чуть меньшую проходимость в глубоком снегу. Но, так как глубокий снег нам не грозит, решили брать именно такую схему и с задним приводом, чтобы получить максимальный упор. Всхожесть чуть лучше, управляемость за счет смещения ЦТ в заднюю часть, тоже лучше, да и устойчивость на наклонных поверхностях лучше, за счет снижения точек крепления рулевого устройства относительно ЦТ.