Намедни вернулись из небольшого путешествия.
Поднялись по Бий-Хему до водопада на тоннельном Соларе-380 под мотором НМ-18. Дорожка после Кызыла совсем веселая. Асфальт заканчивается практически сразу за городом. 130км от Бояровки до базы ехали 5 часов.

На перевале высота 2008 метров, накрыло градом со снегом. Спускаться по серпантину в такой каше было особенно весело

На этом погода и закончилась. Температура с +34С упала до +10С и следующие две недели не было ни дня без дождя.
На утро вышли на воду, а воды было не мало

Водомет никак не хотел раскручиваться, опять ушел зазор между импеллером и обечайкой. Для повышения отдачи зазор в 0.5мм были идеально выставлен в гаражных условиях, но на воде импеллер стал цеплять за обечайку.
Видимо причина в температурном сжатии от окунания в холодную воду.
В гараже при выставлении зазора было +24С, температура воды была +9С.
Ничем иным объяснить уменьшение зазора я не могу.
Выставил зазор на месте, лодка пошла, но увы, только над мелководьем.
Стоило выйти на глубину более 0.7 метра и с такой максимальной загрузкой лодка сваливалась с глисса. Я пробовал менять высоту навеса мотора, угол установки, минимизировать зазор в импеллере и т.п., но толку было мало. На другой, более мелководной реке, скорее всего, мы бы смогли пройти по мелям, стараясь обходить глубокие места, но не здесь. Уровень воды высокий, течение очень мощное, свалившаяся с глиссирования лодка практически стояла на месте.
Для таких рек надо считать максимальной грузоподъемность именно на глубокой воде, которая для моего комплекта составляет примерно 315 кг.
Делать нечего - решили поставить винтовой редуктор, взять водометную насадку с собой и подниматься до водометных глубин и до притоков на винте, причем защиту на винт и редуктор я изготовить-поставить не успел. Так что пришлось положиться на хорошую прозрачность воды, быстроту реакции и, конечно, на удачу.
Тоннельный Солар-380 под винтом - это совсем другая песня

Загрузили бенза с хорошим запасом, взяли все, что было отложено для минимизации взлетно-водометного веса, даже походную кинобудку прихватили. Если под винтом шаг 11 выводили на глисс 470кг, то с винтом шаг 9 можно было вообще не экономить с весом. Так и вышло - загруженный "с горкой" Солар легко взял вес и, не шибко напрягаясь, побежал вверх по Бий-Хему. Две трети газа, обороты 4700-5000 об\мин. Скорость относительно космАсА 22-24 км\ч, скорость течения 6-10 км\ч. Как говорится - иди да радуйся. Но не так прост Большой Енисей, как казалось вначале. Глубокие тиши быстро меняются на широкие мели, проходы в которых, не зная реки, угадываются с трудом. Приходится привыкать, учИться читать реку, не бросать газ, когда дно поднимается, поднимается и вот-вот ударит по мотору, но в последний момент опять начинает уходить в глубину. Тоннельное дно добавляет 5-6 сантиметров жизни и прощает не фатальные ошибки. В таких условиях очень важно, чтобы мотор не фиксировался в опущенном положении, иначе удар может получиться очень жестким. За первые две проходки поднялись километров на 80. Вода и снизу, и сверху. Нудный осенний непрекращающийся дождь

Понемногу привыкаем к реке, все легче находим проходы в многочисленных мелководных участках. Практически без потерь прошли даже коварный Собачий брод. Хорошо, что на дне, в основном, мелкая галька. От нее на винте остаются лишь незначительные коцки при неизбежных контактах.
Усиливающийся дождь загоняет нас на уютную стоянку

Можно перевести дух, обсушиться, дать отдохнуть верному Соларчику.

Непрекращающийся дождь вынудил нас остаться на дневку. Можно было развернуть походную кинобудку и под шум дождя посмотреть хорошее кино, до которого в городе так и не дошли руки.

А главное неспешно и с чувством порыбалить

На реке бдит инспекция, разрешено брать хариуса не менее 23см, ленки и таймени, естественно, к вылову запрещены вовсе. Может поэтому рыбалка в аквариуме с голодными рыбками ничто по сравнению с тутошней

Хариус хватает любую муху, едва она успевает упасть на воду. Несколько раз пойманных хариусов вместе с мухой отъедали голодные ленки или таймешата. Чтобы отбиться от некрупного хариуса пришлось ставить мух самых больших размеров в виде осы или какого-нибудь страшного таракана, но тогда частенько вместо хариусов на них кидались ленки и обрывали муховязанные изделия даже глазом не моргнув.
На вращалки аналогично, поклевки на каждой проводке. Когда надоело ловить-отпускать снял крючок, так без него бедную вращалку долбили по несколку раз за проводку.
Чтобы после вращалки снять напряжение в плетенке, поставил мышь. На первом же забросе, днем!!! на нее красиво, с большим плюхом, сел ленок.

С такой рыбной диетой - хариус жареный, хариус в ухе, хариус в малосоле, уже на третий день душа запросила тушняка с макаронами.

Ближе к водопаду Б.Енисей становится настоящей Угрюм-рекой.

По берегам густая тайга, поваленные деревья, иногда пробиваются красивые скальные выходы.

За бортом совсем не жарко, даже днем не выше +12С. Но нас этим не испугать, не остановить

Прошли участок с многочислеными коварными валунами. Преимущества Соларовского малокилевго днища вкупе с тоннелем здесь были особенно
приятны.
Позади 160км по воде и пятнадцать моточасов. В минусе 60л бенза, в плюсе подъем русла реки относительно точки входа на 130 метров и вот она, конечная точка нашего путешествия.

Весь Большой Енисей прорывается через узкую щель в скале

На него можно любоваться бесконечно с разных ракурсов.

и впитывать его неимоверную энергию

Когда цель достигнута наступает легкое опустошение и грусть. Под ногами ревет и грохочет то, что давно мечтали увидеть своими глазами. Что же дальше? Теперь надо искать что-то новое, ставить другие цели.
Спустились вниз и встали на красивую, зараннее примеченную стоянку у подножия небольшой скалы.

Здесь можно было немного успокоиться, отдохнуть и "зафиксировать" увиденное.
Отличная рыбалка продолжалась несмотря ни на что - ни дожди, ни рост уровня воды, ни прыжки атмосферного давления не мешали хорошему рыбному аппетиту.

Ниже стоянки набрел на закоряженную, тихую песчаную заводь. Не удержался, взял спиннинг и на первом же забросе на вращалку кинулся таймешонок под три кило весом. Вроде всего три кило, но какая борьба за жизнь, какие свечки, рывки. Да и у меня адреналина полные штаны

Обратно шли неспешно, полусплавом. Что бы я еще добавил на лодку - так это дополнительный фиксатор для длинного байдарочного весла.

Оно может использоваться и как весло, и как крепкий шест при прохождении мелей и валунников. Надо наклеить, так будет намного удобнее.
Погода хоть немного, но радовала редким солнышком. На стоянках можно было отогреться и просушиться

чистА по-летнему помахать самой летней снастью

и даже холодный Бий-Хем не казался такой уж Угрюм-рекою

Вернулись на точку входа привезя с собой назад почти 70 литров топлива из ста пятидесяти, которые брали с собой. У этого комплекта просто отличная экономичность, особенно если принять во внимание почти полтонны перемещенного груза.
Еще раз порадовался возможностям своего тоннельного Соларчика. Не знаю, рискнул бы пойти до водопада на килевой лодке. Наверное все-равно рискнул, но вот дошел бы или нет - большой вопрос.
На обратном пути постояли у часовни на месте гибели в вертолетной аварии Александра Ивановича Лебедя и его спутников

потренировались в Ергаках с горным спецназом, безуспешно пытаясь скинуть Висячий камень

посетили Красноярское водохранилище с заплывом в подводные пещеры

полюбовались высокими пейзажами

и вернулись домой, накрутив три тыщи км на одометре.
Вот и лето прошло, словно и не бывало...

Надо строить новые планы на следующее, патамучта без новых планов, новых целей становится как-то скучно
